IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

25.08.2017

Продажа бизнеса: как не ошибиться


Виталий Изъянов
Руководитель департамента правового сопровождения корпоративных отношений
Продажа актива – сложная задача, которая требует от собственника серьезной предварительной работы. О том, как правильно продать бизнес, рассказывает Виталий Изъянов.
«Грамотная продажа бизнеса чрезвычайно важна. Непонимание этого факта со стороны покупателя и/или продавца актива может привести к проблемам и рискам, справиться с которыми зачастую не представляется возможным. В результате стороны сделки оказываются заложниками ситуации и в конечном итоге – участниками судебного процесса.

В вопросе продажи бизнеса, или актива, выделяются ошибки как на «руке» продавца, так и на «руке» покупателя соответственно. В том, что касается ошибок на «руке» продавца, можно отметить несколько аспектов. Во-первых, продавец должен грамотно выбрать механизм оплаты покупной цены, определить размер аванса, а также предусмотреть обеспечительные меры на случай неоплаты. Зачастую продавец актива в принципе не предусматривает никаких гарантий, обеспечивающих оплату покупной цены, или предусматривает символический размер аванса, при условии оплаты основной части покупной цены после оформления перехода права собственности на актив к покупателю.

Во-вторых, ошибкой может считаться случай, когда продавец без нужной необходимости предоставляет по активу широкий перечень гарантий, в отношении которых и сам не уверен. Например, предоставление гарантий экологического характера. В подобных случаях обнаружение покупателем недействительности той или иной гарантии приводит к безусловному праву требования компенсации или уменьшения покупной цены. При этом, если покупатель заранее позаботился о грамотном составлении контакта, то цена к тому же может быть еще и не выплачена в полном объеме.

Если же говорить о покупателе бизнеса, то количество аспектов, которые необходимо учитывать во избежание фатальных последствий, значительно больше. Во-первых, необходима всесторонняя оценка приобретаемого актива – так называемый due diligence. В своей практике иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда оценка актива проведена не по всем направлениям, и в результате «выпадают» целые сферы деятельности компании. Еще один результат неправильной оценки – когда риски, выявленные покупателем, оценены не объективно, и вероятность негативных последствий на самом деле существенно выше. Во-вторых, покупателю необходимо учитывать такой фактор, как кадровый состав – команда, которая «приобретается» вместе с активом. К данному аспекту сделки важно подходить с особой внимательностью, устанавливая запрет на «переманивание» кадров со стороны продавца и его аффилированных лиц и ответственность за нарушение предусмотренного запрета.

В-третьих, необходимо предусмотреть механизм смены контроля над активом и заранее подготовить соответствующие документы. Смена владельца должна означать отсутствие для прежнего менеджмента возможности влиять на деятельность приобретенной компании.

Приведенный список ошибок далеко не полный. Для того чтобы не допустить их, рекомендуем привлекать профессионалов – внешних консультантов».

Источник