IPT Group
12.11.2019

Как изменит рынок онлайн-торговля лекарствами


Юлия Петрищева
Финансовый директор по фармацевтическим и инновационным проектам
В 2017 году был принят в первом чтении закон о легализации онлайн-торговли безрецептурными препаратами, однако пока его движение приостановлено. Между тем в обществе не прекращаются дискуссии о том, каким должен быть новый закон. Финансовый директор по фармацевтическим и инновационным проектам IPT Group Юлия Петрищева рассказывает, как изменился рынок за последнее время.
В ожидании легализации онлайн-торговли лекарствами рынок отнюдь не замер: изменились и продолжают изменяться его границы, расширяя и меняя прежнее представление об аптечном сегменте. С экономической точки зрения, мы живём в парадигме глобальной розницы. При этом профессиональное фармацевтическое сообщество задаёт вопрос: готовы ли?

Явление «фудизации» (от англ. food, «еда») аптечного сегмента рынка, связанное с появлением в нём таких сильных «нефармацевтических» игроков, как «Магнит» и онлайн-ритейл, владельцы аптек, скорее, стойко выдерживают, чем одобряют.

Однако спектр законодательных инициатив, вступающих в силу с 2020 года, неизбежно приведёт к переделу рынка. Точнее - это будет уже совсем иной рынок.

О влиянии ключевых факторов, среди которых маркировка, ЕНВД, доставка, игроки «Магнит» и «Х5» в качестве драйверов перераспределения рыночных долей, системная смена потребительских предпочтений, появление «микса» БАД и ЛС, дискуссии не утихают.

Каждый участник рынка в настоящий момент напряжённо оценивает свое место и прочность текущей позиции, каждый анализирует потенциал изменений и видит свои перспективы в наступающей новой реальности по-своему. Ключевые игроки – как фармацевтические, так и нефармацевтические – ориентируются на новую реальность скорее, как на опцию возможностей. И здесь важно понимать ключевые преимущества каждого: маркетплейсы приоритетом ставят экстенсивный фактор – захват доли нового рынка, используя комплекс логистических возможностей и возможность формирования привлекательной потребительской цены (собственно, историческая природа выхода ценовой конкуренции в демпинг возникает именно отсюда), в то время, как классический аптечный сегмент ориентирован на фактор интенсивный – удержание рыночной доли, придерживаясь требований безопасности обращения лекарственных средств и отсутствия (насколько это возможно с финансовой и логистической точек зрения) дефектуры ассортимента.

Торговля лекарствами через интернет способна ощутимо увеличить долю их реализации, до 10 – 12%% от совокупного объёма продаж розничного сегмента фармацевтического рынка РФ в среднесрочной перспективе (3 – 5 лет). Таким образом, в среднесрочной перспективе мы говорим уже не о «перетекании рынка» из офлайна в онлайн, а о полноценном росте. Впрочем, покупательная способность населения и география распределения ключевых игроков внесут в данный тренд свои экономические коррективы.

Источник

x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга