IPT Group
21.04.2020

Верховный суд прояснил, как применять нормы об административной ответственности в период пандемии


Сергей Карпов
Адвокат, эксперт
Верховный Суд РФ опубликовал Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (covid-19) n 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.).
Необходимость в этом обзоре назрела давно. Многие с нетерпением ждали его появления, поскольку Верховный Суд РФ должен был разъяснить особенности применения существующих норм о привлечении к административной ответственности и устранить противоречивую правоприменительную практику и фактически существующую конкуренцию правовых норм.

Административная ответственность: конкуренция норм


Для начала напомним, что за нарушения законодательства, связанные с режимом самоизоляции, могли привлечь к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), по ст. 20.6.1 КоАП РФ (за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения), а в г. Москве также по ст. 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях за Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы.

Каждая из вышеуказанных норм, позволяла привлекать нарушивших режим самоизоляции граждан к ответственности. При чем их формулировки не всегда четко позволяли определить ситуацию, при которой должна применяться та или иная норма. Это приводило к злоупотреблениям со стороны лиц, которые были уполномочены составлять протоколы об административном нарушении и привлекать людей к ответственности.

Вопрос вызывала необходимость и целесообразность введения отдельной ответственности за нарушение режима самоизоляции по КоАП г. Москвы, так как КоАП Москвы мог применяться только к таким нарушениям, наказания за которые не предусмотрены федеральным законом – КоАП РФ. Значит, либо это лишняя норма, поскольку за нарушение режима самоизоляции привлекают по ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ не только в Москве и регионах, либо людей привлекают незаконно, поскольку совершаемые людьми поступки не попадают под категорию ситуаций, описанных в ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП РФ, что, собственно говоря, и было подтверждено текущим обзором Верховного Суда РФ.

Когда наступает административная ответственность: версия ВС


Верховный Суд РФ пояснил, что административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 наступает «как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

В частности, по этой статье должны быть квалифицированы действия физического лица, нарушившего п.п. 3.2.4 п. 3.2 раздела 3, п. 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. N 42-УМ), запрещающего посещение гражданами территорий общегородского значения, указанных в приложении 2 к настоящему указу (ВДНХ и т.д.), нарушение им социальной дистанции в 1,5 м, покидание мест проживания (пребывания), кроме предусмотренных случаев.

По этой же статье КоАП РФ подлежат привлечению к ответственности индивидуальные предприниматели, юридические лица, нарушившие п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа Мэра Москвы (речь идет о запрете деятельности кафе, ресторанов, салонов красоты и пр.)

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р). (сюда относятся и сотрудники полиции, сотрудники МЧС и т.д.)

Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов, наказание предусмотрено от предупреждения до штрафа от 1 до 30 тыс. руб. (по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Каких физлиц будут привлекать к ответственности


Относительно того, какая категория физических лиц подлежит привлечению к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, Верховный Суд РФ отметил, что под категорию таких лиц попадают лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

«Так, например, по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019")».

Подобная логичная квалификация Верховным Судом РФ деяний по вышеуказанной статье КоАП РФ ставит вопрос о незаконности ранее наложенных штрафов на граждан, не попадающих под данную категорию, а таких тысячи по всей стране.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Дела о данных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов, наказание предусмотрено в виде штрафа от 15 до 40 тыс. руб. (по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ). При этом данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видеоконференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ).

Таким образом, вышеуказанные разъяснения Верховного Суда РФ, должны сформировать единообразную правоприменительную практику, устранить существующие противоречия и привести к отмене ранее вынесенных незаконных решений о привлечение к ответственности.

Нужна консультация по теме?
x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга