IPT Group
28.01.2020

Организации ЖКХ могут потерять управу на неплательщиков

Коммунальные службы рискуют потерять рычаги воздействия на недобросовестных плательщиков. Согласно новому закону, в судебном иске нужно указывать дополнительную информацию об ответчиках, которой у коммунальщиков просто нет. Невозможность призвать к ответу нарушителей может негативно отразится как на финансовом положении организаций ЖКХ, так и на качестве их услуг.
В прошлом году в России стартовала масштабная реформа процессуального законодательства. В Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК) были внесены изменения, которые повлекли за собой множество проблем и вопросов для отдельных категорий лиц и граждан.

Одним из пунктов стало то, что в иске или судебном приказе теперь нужно указывать больше информации об ответчике. Если ответчиком выступает гражданин, то в иске нужно указать один из его идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серию и номер паспорта, регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства. При этом если такой информации нет, то она может не указываться. Однако если в роли ответчика – юридическое лицо, то такого исключения не делается: иск, где у ответчика нет никакого персонального идентификатора, будет оставлен без движения.

Страхи ЖКХ


Сегодня нет правового механизма, который позволял бы организациям ЖКХ на законодательной основе получать персональные данных граждан-неплательщиков. Требование указывать для подачи заявлений в суд персональный идентификатор должника влечет серьезные правовые и экономические последствия для ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов и управляющих компаний.

Сложившаяся ситуация вызвала беспокойство у организаций ЖКХ. Как правило, у таких организаций нет персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг – закон не обязывает граждан предоставлять им свои персональные данные и заключать договоры в письменной форме. Вместе с тем, у них отсутствует право получать персональные данные граждан в органах государственной власти, и поэтому они не могут проводить исковую работу и взыскивать долги за жилищно-коммунальные услуги с недобросовестных плательщиков.

Лишение организаций ЖКХ возможности взыскивать задолженности с граждан может негативно отразиться на их финансовой устойчивости, качестве оказываемых услуг, своевременности проведения ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как следствие – на техническом состоянии домов. Кроме того, это отразится на гражданах, которые добросовестно исполняют свои обязанности по оплате ЖКУ: коммунальные службы будут вынуждены покрывать невозвратные долги за счет дополнительного сбора средств, а сами граждане при полной и своевременной оплате граждане будут получать некачественные услуги.

Предложение властей


Власти обратили внимание на сложившиеся противоречия. В июле прошлого года первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов заявил в интервью «Парламентской газете», что коммунальные службы могут утратить возможность взыскать с собственников долги за коммунальные услуги. Чтобы избежать этого, депутаты приняли законопроект, приостанавливающий действие вносимых в ГПК изменений на период с 28 октября 2019 года по 30 марта 2020 года. В этот период заявителям не нужно в обязательном порядке указывать идентификатор ответчика при подаче заявления в суд. До 30 марта 2020 года будут применяться прежние правила относительно сведений об ответчиках.

По мнению инициаторов законопроекта, шестимесячный срок позволит Правительству РФ создать необходимый правовой механизм истребования персональных данных граждан, необходимых для подачи заявления в суд.

Лицевой счёт – уникальный идентификатор?


Депутаты видят два варианта решения сложившего законодательного противоречия. Первый отражён в законопроекте о внесении изменений в отдельные законодательные акты № 735817-7. В нём прописывается порядок получения персональных данных организациями ЖКХ.

Изначально его авторы предлагали закрепить за организациями ЖКХ право безвозмездно получать от лиц, обязанных вести реестр собственников помещений, органов государственной власти и местного самоуправления сведения о собственниках помещений, в том числе персональные данные, необходимые для реализации права на обращение в суд. Механизм предполагал оговорку, что предоставление указанных сведений не требует согласия субъекта персональных данных на передачу персональных данных.

Правительство РФ не поддержало законопроект в данной редакции. По мнению депутатов, предлагаемый порядок сбора информации не только не обеспечит надлежащий уровень защиты персональных данных, но и существенно снизит его. А это в свою очередь может привести к нарушению прав и свобод граждан, а также возможному совершению в отношении них или их имущества противоправных действий. Кроме того, Правительство РФ отметило, что возложение на органы исполнительной власти обязанности предоставления указанных сведений о гражданах широкому кругу организаций в сфере ЖКХ несет в себе риск увеличения нагрузки на такие органы. В связи с этим реализация положений закона в случае его принятия может привести к увеличению расходов бюджетов.

Стоит отдать должное авторам законопроекта: они не отступились и предложили другой вариант решения сложившейся проблемы. С 2016 года каждому собственнику и пользователю помещения в многоквартирном доме присваивается такой уникальный и неповторяющийся идентификатор, как единый лицевой счет, и депутаты предложили включить его в список идентификаторов, допустимых для подачи в заявлений в суд. Также они предложили предоставить доступ к государственной информационной системе ЖКХ Федеральной службе судебных приставов, для возможности надлежащего исполнения решений судов.

ЖКХ как исключение из правил


Второй вариант решения проблемы изложен в законопроекте №681872-7 и предполагает другой порядок идентификации должника. Его инициаторы предлагают распространить исключение, действующее для заявителей-граждан, на организации сферы ЖКХ. Для этого нужно внести в процессуальное законодательство изменения, согласно которым управляющие компании, ресурсоснабжающие организации и региональные операторы будут предоставлять идентификаторы гражданина в суд при подаче заявления только в том случае, если такие идентификаторы им известны.

Однако Правительство РФ эту инициативу также не поддержало. С точки зрения парламентариев, эти изменения не обоснованы, учитывая, что паспортные данные граждан могут быть в управляющих организациях, а сведения о плательщиках коммунальных услуг можно получить при заключении соответствующих договоров с потребителями этих услуг.

Однако Правительство РФ по всей видимости не обратило внимание на указание авторов законопроекта, что закон не обязывает граждан-плательщиков предоставлять свои персональные данные управляющим организациям. Кроме того, согласно Закону о защите персональных данных, для передачи таких сведений другим организациям сферы ЖКХ (например, региональным операторам) управляющие организации будут обязаны получить согласие субъектов персональных данных, а последние в свою очередь также не обязаны его предоставлять.

Правительство РФ не приняло в расчет и тот факт, что у граждан-потребителей коммунальных услуг отсутствует обязанность заключать прямые договоры с организациями ЖКХ.

Как помочь организациям ЖКХ и не нарушить права граждан?


Оба описанных законопроекта предлагают довольно действенные методы решения проблемы. Они позволяют не допустить ущемления прав и законных интересов как организаций сферы ЖКХ, так и граждан-плательщиков после вступления в силу изменений процессуального права.

При этом более правильным представляется предложение ввести в ГПК дополнительный идентификатор – номер лицевого счета плательщика. Такие номера широко используются на практике в сфере ЖКХ. Логично было бы закрепить их в качестве одного из идентификаторов, а также предоставить организациям сферы ЖКХ и Федеральной службе судебных приставов доступ к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Однако в законопроекте есть и «белые пятна». Так, например, он ставит в неравное положение юридических лиц не из сферы ЖКХ. Ведь абсолютно не исключено, что на практике могут возникнуть аналогичные ситуации c организациями из других отраслей, в ходе которых они будут законодательно лишены возможности взыскать долг с гражданина ввиду отсутствия у них необходимых персональных данных.

Оба законопроекта Государственной Думой еще не рассматривались, первое чтение предполагается в январе 2020 года. При этом до вступления в законную силу процессуальных изменений осталось менее трёх месяцев.

x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга