IPT Group
20.02.2020

Как защититься от навязывания невыгодных условий договора


Владлен Голубятников
Эксперт
Понятие договора в условиях рыночной экономики в большинстве случаев подразумевает, что он заключается добровольно. Исключения составляют случаи, когда договор для одной из сторон обязателен в силу закона – Гражданского Кодекса РФ, других федеральных законов и т.д. Однако бывают ситуации, когда договор не является обязанностью для одной из сторон, и она препятствует его заключению.
Это может происходить, например, если организация, одна из сторон договора, обладает экономической властью на соответствующем рынке. В таком случае она способна оказывать воздействие, в том числе и экономическими средствами, на других участников, приспосабливать их поведение к своим интересам, навязывать им условия и понуждать к принятию порядка взаимодействия. Рассмотрим административный способ защиты контрагента от навязывания невыгодных условий договора.

Навязывание условий договора: что это такое


Пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закона о защите конкуренции») содержит запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий, выраженных в навязывании условий договора, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора.

В рамках Закона о защите конкуренции под навязыванием принято понимать именно активные действия (поведение), либо пассивные противоправные бездействия субъекта, связанные с понуждением контрагента к заключению договора.

Например, только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может считаться навязыванием. Равно как и его реализация, тем способом и в той форме, которая прямо предписана специальным законодательством.

Поэтому для установления факта навязывания необходимо наличие дополнительных признаков в действиях стороны или обстоятельств:
  • нарушение организацией порядка статьи 445 ГК РФ (обмен протоколами разногласий, отказ от принятия разногласий, проведение согласительных процедур и т.п.);
  • наличие активного воздействия на волю контрагента со стороны организации при заключении договора, в результате которого контрагент лишается права принимать решение самостоятельно (например, когда условием заключения договора является обязательное заключение другого договора);
  • совершение организацией активных действий, направленных на принуждение контрагента подписать договор на условиях, не относящихся к предмету договора и под угрозой наступления негативных последствий (отказ заключить обязательный для контрагента договор, прекратить действующий договор, прекратить исполнение обязательств по договору, применить экономические санкции).
  • совершение иных действий, которые ущемляют законные интересы контрагента, непосредственно затрагивают именно его предпринимательскую деятельность, т.е. имеют непосредственную взаимосвязь с производством или реализацией контрагентом товаров, выполнением работ, оказанием услуг и не предусмотренных положениями нормативных правовых актов. При этом условия, не относящиеся к предмету договора, должны обладать следующими свойствами:
  • экономически либо технологически необоснованные;
  • не предусмотренные законодательством РФ;
  • не соотносятся с предпринимательскими целями контрагента.

Отметим, что в делах по доказыванию навязывания невыгодных условий суды также приходили к выводу о заведомой неправомерности таких условий, которые не имеют экономического или технологического обоснования и не предусмотрены положениями нормативных правовых актов.

Как устанавливается доминирующее положение субъекта


Доминирующее положение субъекта устанавливается антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции на конкретном рынке и на основании качественных и количественных критериев, которые установлены в Законе о защите конкуренции.

Само по себе доминирующее положение организации не является объектом правового запрета, если в ее действиях отсутствуют признаки самостоятельного нарушения антимонопольного законодательства.

Качественным критерием является возможность субъекта оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке. Количественные критерии отражают определенную долю его участия на этом рынке. По общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%. Но существуют также специальные правила определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта в зависимости от специфики рынка.

Например, положение управляющей организации может быть признано доминирующим по отношению к жильцам (собственникам), с которыми заключен договор управления многоквартирным (нежилым) домом при следующих условиях.

Если управляющая организация является действительно единственной на товарном рынке по управлению многоквартирным домом (нежилым), т.е. жильцам (собственникам) больше не к кому обратиться за заключением договора управления и другая форма управления им не подходит, то в исключительном случае положение управляющей организации может быть признано доминирующим (Обзор судебной практики ВС РФ от 16.03.2016 г.).

Обращение в территориальный антимонопольный орган


При наличии перечисленных признаков противоправного поведения стороны контрагент вправе прибегнуть к административному способу защиты путем обращения в территориальный антимонопольный орган.

При обращении в заявлении следует указать действия стороны договора, которые сопряжены с навязыванием невыгодных условий или не относятся к предмету договора, и которые приводят или могут привести к ущемлению интересов контрагента в сфере предпринимательской деятельности.

В отсутствие доминирующего положения применяемый контрагентом способ защиты становится невозможен или экономически нецелесообразен.

При установлении антимонопольным органом доминирующего положения и состава правонарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последний:
  • выдаст предписание о прекращении злоупотребления стороной договора доминирующим положением;
  • в котором обяжет совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции (принуждении к заключению договора, если он необоснованно уклоняется от его заключения договора, принятия протокола разногласий контрагента и т.п.);
  • также может установить в отношении нарушителя меры административной ответственности (статья 14.31 КоАП РФ).

x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга