IPT Group
05.07.2019

Как отличить недобросовестную конкуренцию? Памятка юристу


Татьяна Дордуковская
Cтарший юрисконсульт Департамента правового сопровождения корпоративных отношений
Недобросовестная конкуренция – это незаконное действие, которое противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и разумности и направлено на получение преимущества перед конкурентом. Такие действия способны причинить убытки конкуренту и нанести вред его репутации. Репутация, в свою очередь, может повлиять на количество заключенных контрактов и прибыль.

Признаки недобросовестной конкуренции


Дискредитация

Распространение недостоверной, неточной и искаженной информации о конкуренте или выпускаемой им продукции. Такая информация имеет негативную окраску, может принести реальные убытки, причинить вред репутации конкурента. Грубый вариант недобросовестной конкуренции, но распространенный и действенный.

Заблуждение

Распространение ложной информации о себе со стороны самой компании-конкурента. Компания намеренно преувеличивает достоинства своей продукции в отношении качества и потребительских свойств, дезинформирует клиента о месте производстве, количестве товара на рынке и спросе не него. Такая информация наносит существенных вред конкурирующим субъектам. Также, как и дискредитация, зачастую используется крупными компаниями.

Некорректное сравнение

Сравнение с конкурентом и выпускаемой им продукцией явно не в пользу последнего или же, наоборот, присвоение себе качеств продукции конкурента с целью воспользоваться его положительной репутацией. Последнее проявляется, например, в следующих формулировках: «наша продукция также эффективна, как и…». Некорректным можно считать сравнение, когда компания:
  • использует эпитеты, обозначающие превосходство своего товара над продукцией конкурента, без указания фактов и реальных характеристик;
  • приводит в отношении своей продукции ложную или недостоверную информацию;
  • указывает в отношении своей продукции параметры, которые являются незначительными или же не подлежат сравнению.
Компании-конкуренты часто пытаются воздействовать на мнение потенциальных потребителей при помощи некорректного сравнения, вызывая предвзятое отношение к продукции конкурента.

Приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг

Приобретение права на использование исключительных прав само по себе не является нарушением. Однако это противозаконно в случае, если влечет за собой использование деловой репутации конкурента (например, когда заимствуется фирменное наименование компании-конкурента) и получение таким образом преимуществ в предпринимательской деятельности. Тут все просто: зачем нарабатывать собственную репутацию, когда гораздо легче паразитировать на чужом успехе.

Использование результатов интеллектуальной деятельности

Компания присваивает себе результаты чужого интеллектуального труда, без разрешения используя товарные знаки, логотипы или интеллектуальные решения, связанные с производством и функционированием продукции. Зачем тратиться на приобретение права использования, если можно взять без спроса? Некорректно и невежливо, зато экономно и просто.

Создание смешения

Использование средств индивидуализации продукции, таких как элементы упаковки, общий внешний вид и т. п., копирующих продукцию более успешного конкурента. В этом случае продукция конкурентов становится настолько сходной между собой, что потребителю становится сложно понять, кто ее производитель.

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Получение указанной информации при помощи шпионажа, подкупа сотрудников, переманивания специалистов, обладающих инсайдерской информацией, с целью копирования продукции конкурента, дезорганизации его деятельности и создания иных препятствий для осуществления работы. Не самый распространенный метод недобросовестной конкуренции ввиду сложности осуществления, используется в основном компаниями-гигантами в своей отрасли.

Иные формы недобросовестной конкуренции

  • Демпинг (искусственное уменьшение стоимости продукции)
  • Негативная реклама
  • Подкуп и переманивание клиентов конкурента с целью расширения своей клиентской базы для последующего извлечения прибыли
  • Дезинформация клиента касательно получаемой им выгоды (мнимая выгода). Также к иным формам недобросовестной конкуренции могут быть отнесены другие действия, не связанные с конкуренцией напрямую, но способствующие получению выгоды.

Каждый случай недобросовестной конкуренции уникален и требует отдельной оценки. Однако стоит помнить, что за недобросовестную конкуренцию предусматривается как административная, так и уголовная ответственность.

x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга