IPT Group
30.03.2020

Изменения в налоговом законодательстве: предложения президента


Дмитрий Мануйлов
Руководитель налоговой практики, эксперт
Президент РФ в своём обращении к гражданам 25 марта внёс несколько предложений по изменению налогового законодательства. В частности Путин отметил, что необходимо повысить ставку налога на выводимые за рубеж доходы. Как это повлияет на бизнес? Комментирует руководитель налоговой практики IPT Group Дмитрий Мануйлов.
В обращении указывается, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом. Напомним, что сейчас реальная ставка налога для 2/3 таких средств в результате разного рода схем составляет лишь в 2%, в то время как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. При этом Путин также отметил, что для тех, кто выводит свои доходы в виде дивиденды на зарубежные счета, необходимо предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Для этого предлагается внести корректировки в соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами.

Как облагаются налогом доходы, выводимые за рубеж


Стоит начать с того, что выплаты дивидендов компаниям, находящимся в офшорах, а также компаниям, расположенным в государствах, с которыми у России нет соглашений об избежании двойного налогообложения, по действующему законодательству и так облагаются по ставке 15%.

В этой связи, предположу, что речь идет о поправках к действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения. Но и здесь возникает ряд непроясненных моментов. Первый заключается в том, что налоговые органы достаточно давно и вполне эффективно научились выявлять технические (кондуитные) компании, расположенные в юрисдикциях, с которыми у России имеются международные договоры, и доначислять налог в отношении дивидендов по ставке 15% в тех случаях, когда через такие «технические» компании дивиденды «транзитом» уходят в офшоры. Поэтому в настоящее время ФНС России вполне успешно борется со схемами налоговой оптимизации с использованием государств, с которыми у России есть международные договоры, предусматривающие пониженные налоговые ставки на доходы в виде дивидендов. Т.е. в тех случаях, когда бенефициары бизнеса регистрируют, например, в соответствующем европейском государстве, компанию, через которую деньги «транзитом» уходят в офшор, правоприменительная практика за последние годы выработала единый подход, согласно которому в такой ситуации дивиденды облагаются по максимальной ставке 15%.

В какие налоговые соглашения внесут поправки


Таким образом, возникает второй вопрос: речь идет об изменениях во все соглашения об избежании двойного налогообложения или же только в те, которые относятся к государствам, наиболее часто используемым российским бизнесом для налоговой оптимизации (например, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Гонконг и т.д.)?

Если речь идет об изменении во все соглашения об избежании двойного налогообложения, которые будет предусматривать единый подход к налогообложению дивидендов, выплачиваемым иностранным компаниям в размере 15%, то очевидно, что такие поправки могут сократить и без того малые иностранные инвестиции в российский бизнес, которые в последние годы и так существенно уменьшились.

Говоря о причинах таких мер, отметим что отток капитала из России значительно выше иностранных инвестиций в российскую экономику. Это делает рассматриваемые поправки в соглашения об избежании двойного налогообложения, с одной стороны, разумными и обоснованными, а с другой – не столь радужными, поскольку такой подход представляет собой яркий пример непредсказуемости в вопросе законодательных изменений нашей страны, которого, зачастую, опасаются иностранные инвесторы.

Однако если же речь идет о внесении изменений в международные налоговые соглашения, заключенные только с теми государствами, на территории которых российский бизнес наиболее часто использует компании для налоговой оптимизации в виде применения пониженных налоговых ставок на дивиденды, то такая идея представляется не столь рациональной. Как указано выше, за последние годы налоговые органы достаточно успешно выявляют и доначисляют налоги в тех случаях, когда для налоговой оптимизации дивидендов бенефициары используют ту или иную юрисдикцию, через которую дивиденды «транзитом» уходят в офшор. Поэтому если изменения коснутся только соглашений с «принципиальными» государствами, то здесь особого эффекта для российского бюджета я не вижу. В таком случае изменения способны лишь снять на некоторое время с ФНС России определенный объем работы, связанный с выявлением схем налоговой оптимизации.

Нужна консультация по теме?
x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга