IPT Group
24.04.2020

COVID-19 и невозможность исполнения обязательства


Александр Колов
Юрисконсульт, эксперт
СOVID-19 (SARS-CoV-2) и связанные с ним акты органов государственной власти существенно влияют на имущественные отношения, в частности, могут являться основанием прекращения гражданско-правовых обязательств.
Нужна консультация по теме?
По смыслу ст. 416, 417 ГК РФ обязательство прекращается полностью или в части, при одновременном наличии следующий условий:

1) наступило обстоятельство, за которые ни одна из сторон не отвечает, или/и издан соответствующий акт органа государственной власти или местного самоуправления, не обусловленный действиями самого должника;

2) имеет место невозможность исполнения вследствие такого обстоятельства, которая не носит временный характер.

Если после отпадения обстоятельств возможность исполнения сохраняется, но вследствие просрочки должника исполнение обязательства утратило интерес для кредитора, то он вправе отказаться от договора (ст. 405 ГК РФ).

Обстоятельства, за которое ни одна из сторон не отвечает, и акты органов государственной власти, местного самоуправления


Основания ответственности в зависимости от вида обязательства и условий договора разные. При всем многообразии обязательств условно их можно разделить на три группы:

1) B2B (business to business или «бизнес для бизнеса»);
2) B2C (business to citizen или «бизнес для гражданина);
3) С & G (citizens and government или «граждане и публичные образования»).
Если гражданин не исполнил обязательство из-за болезни COVID-19, но соблюдал различные рекомендации и запреты органов государственной власти и местного самоуправления, то видимо, имеет место непреодолимая сила.
Обратимся к общей норме, закрепленной в ст. 401 ГК РФ. «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств». Закон допускает широкую автономию воли при формировании договорных условий обязательств группы B2B.

Предприниматели могут в договоре предусмотреть что должник отвечает только при наличии умысла или грубой неосторожности, т.е. не отвечает за случай, негрубую неосторожность, непреодолимую силу. Такие условия часто встречаются в договорах об оказании юридических, оценочных и иных профессиональных услуг. Предприниматели могут договориться также о том, что определенные обстоятельства непреодолимой силы не являются основанием для освобождения от ответственности.

Напротив, автономия воли в обязательстве группы B2C существенно ограничена. Например, согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными».

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство группы С & G либо исполнившее его ненадлежащим образом, «несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности». Например, обязательство гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, перед другим гражданином по оказанию репетиторских услуг может быть не исполнено исполнителем ввиду того, что оно должно выполняться лично, а исполнитель заразился COVID-19 и срок исполнения договора наступил во время болезни или картина (периода самоизоляции). По общему правилу, гражданин не отвечает за непреодолимую силу, случай, но отвечает, в частности, за небрежность.

Если гражданин не исполнил вышеуказанное обязательство из-за болезни COVID-19, но соблюдал различные рекомендации и запреты органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с недопущением заражения, завоза и распространения СOVID-19, то, видимо, имеет место непреодолимая сила. Если гражданин соблюдал запреты, но не соблюдал рекомендации, которые могли обусловить заражение его СOVID-19, то, вероятно, имеет место случай. Если он не соблюдал запреты или запреты и рекомендации, то — небрежность.

К примеру, речь может идти о рекомендации Ростуризма, Роспотребнадзора от 27.01.2020 о непосещении туристами Китайской Народной Республике (КНР), которая действовала до 31.01.2020 – до закрытия границы.

Речь может идти и о более поздних запретах, рекомендациях органов государственной власти субъектов РФ, таких как:
  • запрет на проведение массовых мероприятий с числом участников более 50 человек, в т.ч. организованных религиозными организациями (Москва, Московской обл., СПб. и др.);
  • рекомендация воздерживаться от посещения религиозных объектов (Москва, Московская обл., СПб. и др.);
  • запрет на нарушение социальной дистанции в размере не менее 1,5 метра между людьми, в т.ч. в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (Москва, Московская обл.);
  • рекомендация по соблюдению социальной дистанции в размере не менее 1,5 метра между людьми, в т.ч. в общественных местах, за исключением перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом, легковым такси; данная рекомендация не применима к лицам старше 65 лет, которые обязаны соблюдать режим самоизоляции, а также к лицам, на которых не распространяется действие Указов Президента РФ от 25.03.2020 №206, от 02.04.2020 № 239 (СПб.).

См.: Информация Роспотребнадзора «Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Китайской Народной Республики (КНР)», Информация Ростуризма «О наличии угрозы безопасности туристов в Китайской Народной Республике», Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2020 №140-р;
Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ (ред. от 10.04.2020);
Постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ (ред. от 12.04.2020);
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 (ред. от 13.04.2020);
Постановление Правительства Ленинградской области от 13.03.2020 № 117 (ред. от 07.04.2020).

Акты органов госвласти как основание прекращения обязательств


Акты органов государственной власти, местного самоуправления, необусловленные действиями самого должника, приводящие к невозможности исполнения обязательства, которая не носит временный характер, принято рассматривать в качестве самостоятельного основания прекращения обязательства. Это обуславливается спецификой правового регулирования соответствующий отношений. В частности, ст. 417 ГК РФ устанавливает следующее правило:
Акты органов государственной власти в зависимости от конкретных обстоятельств можно квалифицировать как случай или как непреодолимую силу.
«1. Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

3. В случае признания недействительным либо отмены в установленном порядке акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 1 настоящей статьи) обязательство не считается прекращенным, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа обязательства либо если кредитор в разумный срок не отказался от исполнения обязательства».

Если акт неправомерен, то соответствующие публичное образование должно возместить убытки по правилам ст.13 и 16 ГК РФ. Если акт правомерен, то ущерб подлежат возмещению в случаях, предусмотренных законом (ст. 16.1 ГК РФ). Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Далее по тексту – Закон о защите от чрезвычайных ситуаций.

Правило о прекращение обязательства носит императивный характер: стороны не вправе в договоре установить, что обязательства не прекращается в случае издания соответствующего акта.

Акты органов государственной власти в зависимости от конкретных обстоятельств можно квалифицировать как случай или как непреодолимую силу.

Таким образом, должник может не отвечать за непреодолимую силу, случай, негрубую неосторожность и другие обстоятельства. Коммерсант, как правило, не отвечает лишь за непреодолимую силу, таковая, в частности, будет иметь место при приостановлении его деятельности на основании актов органов государственной власти по обстоятельствам, независящим от коммерсанта. По общему правилу, гражданин не отвечает за непреодолимую силу, случай, но отвечает, в частности, за небрежность. Заболевание гражданина СOVID-19 может послужить основанием для освобождения его от ответственности. При установлении вины гражданина нужно учитывать то, соблюдал ли он различные запреты и рекомендации, в частности, о непосещении КНР, массовых мероприятий, религиозных организаций, соблюдении социальной дистанции между людьми в размере не менее 1,5 метра.

Акты о введении ограничительных и иных мер и непреодолимая сила


Непреодолимая сила – это обстоятельства, которые одновременно отвечают трем условиям:
1) носят чрезвычайный (исключительный) характер;
2) являются непредотвратимыми (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную деятельность, не мог предотвратить наступление события и его последствий, действуя разумно и добросовестно);
3) не обусловлены волей или действиями стороны обязательства.

Такое определение основывается, в частности, на ст. 401 ГК РФ, п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств».
Ситуация признается чрезвычайной ситуацией федерального характера, если в ее результате количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек или размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей.
«Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей». См. ст. 1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций.

В частности, чрезвычайная ситуация локального характера – это чрезвычайная ситуация, зона которой не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер материального ущерба, включая ущерб окружающей среде, составляет не более 240 тыс. рублей. Ситуация признается чрезвычайной ситуацией федерального характера, если в ее результате количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек или размер материального ущерба составляет свыше 1,2 млрд. рублей. См. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 20.12.2019) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В зависимости от мероприятий, которые должны проводиться на соответствующей территории, режим деятельности подразделяется на: а) режим повседневной деятельности; б) режим повышенной готовности; в) чрезвычайной ситуации. См. п.6 ст. 4.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

30.01.2020 Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на основе заключения Чрезвычайного комитета сделал официальное заявление о том, что вспышка СOVID-19 в Китайской Народной Республике с завозом ее в другие страны является чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, и выдал временные рекомендации как КНР, так и иным государствам. Всем государствам рекомендуется быть готовыми к сдерживанию, включая активное наблюдение, раннее выявление, изоляцию и ведение случаев, отслеживание контактов и предотвращение дальнейшего распространения COVID-19. Все государства обязаны предоставлять полные данные ВОЗ.
Не имеет существенного значения наличие или отсутствие в актах органах государственной власти о введении режима повышенной готовности и ограничительных мер оговорки о COVID-19 как непреодолимой силе.
Соответствующие действия выполнены в строгом соответствии со ст. 12, 15 Международных медико-санитарных правил 2005 г. (которые вступили в силу, в том числе и для России, 15.06.2007). В заявлении Правительства РФ от 19.03.2020 по поводу COVID-19 говорится: «Сегодня ситуация характеризуется как глобальная пандемия. Это один из худших мировых кризисов в сфере здравоохранения за последние 50 лет». http://government.ru/news/39218/. СOVID-19 отнесен к II группе патогенности наряду вирусом SARS, высоковирулентными штаммами вируса гриппа A, вирусами гепатита B, вирусами иммунодефицита человека (ВИЧ-1, ВИЧ-2) и др. Cм.: СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)»; Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020)»; Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (в ред. от 31.01.2020).

В период с 27.01.2020 по 20.03.2020 в соответствии со ст.11 (п.1, абз. «м») Закона о защите от чрезвычайных ситуаций органами государственной власти субъектов РФ вводится режим повышенной готовности.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 высшим органам государственной власти субъектов РФ предписано ввести режим повышенной готовности. На 20.03.2020 такой режим введен во всех субъектах РФ. См., в частности: Распоряжение губернатора Амурской области от 27.01.2020 №10-р; Распоряжение губернатора ЕАО от 05.02.2020 № 14-рг; Постановление Правительства Ярославской области от 07.02.2020 № 100-п; Распоряжение Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 № 120-рп; Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ; Указ Губернатора Воронежской области от 20.03.2020 № 113-у и др.

С 27.01.2020 органами государственной власти субъектов РФ, Главным государственным санитарным врачом РФ, Правительством РФ, а также федеральными органами государственной власти, в т.ч. по поручению Правительства, Президентом РФ начинают вводиться различные ограничительные меры (карантин) и иные меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Соответствующие меры вводились на основании ст. 4.1 (п.10), ст.10 (абз. «а», «г», «з»), ст. 11 (п.1, абз. «а», «м»), ст.14 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, ст. 1, 5, 6, ст.51 (абз. 5, 6 п.1) Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 80 Конституции РФ. В частности, введены приостановка проведения массовых мероприятий, деятельности торговых центров и предприятий общественного питания (с рядом исключений), режим самоизоляции ряда категорий граждан и др. Закрыты границы РФ. Кроме того, Указами Президента РФ от 25.03.2020 №206, от 02.04.2020 № 239 установлено, что дни с 30.03.2020 по 30.04.2020 являются нерабочими для многих категорий работодателей и работников.

Режим повышенной готовности в российских регионах


На наш взгляд, не имеет существенного значения наличие/отсутствие в актах органах государственной власти о введении режима повышенной готовности и ограничительных мер оговорки о COVID-19 как непреодолимой силе. Например, такая оговорка есть в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ (в ред. от 14.03.2020), Постановлении Губернатора Московской области от 12.03.2020 №108-ПГ (ред. от 13.03.2020) и др. Напротив, такой оговорки нет в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121, Распоряжении Правительства Республики Алтай от 18.03.2020 №144-р, Указе Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 №УГ-111 и др. Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ). А потому органы государственной власти субъектов РФ не вправе устанавливать, является ли определенное обстоятельство непреодолимой силой. Наличие/отсутствие непреодолимой силы и период ее действия, причинная связь между неисполнением/ненадлежащим исполнением будет устанавливаться судом с учетом оценки всех представленных доказательств
Обстоятельство непреодолимой силы свидетельствуется не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным.
В Письме от 26.03.2020 № ПР/0316 Торгово-промышленная палата Российской Федерации информирует о том, что «в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией из-за вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-2019 и введением нормативными правовыми актами органов государственной власти запретительных и ограничительных мер, ТПП РФ принято решение об организации торгово-промышленными палатами субъектов РФ с 26 марта 2020 года работы по выдаче Заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе. Указанная работа проводится для всех организационно-правовых форм организаций и предпринимателей». По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Следовательно, закупки товара, необходимые для реализации мер проводимые в соответствии с режимом повышенной готовности, могут осуществляться у единственного поставщика. См. Письмо Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324.

В письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации сообщила о том, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы. В письме обращено внимание на то, что в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика. А потому «заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки». Согласно вышеуказанной норме Закона №44-ФЗ может производиться закупка товара у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) «при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи». Наш взгляд, для целей применения п.9 ч.1 ст. 93 Закона №44-ФЗ необходимо учитывать вид деятельности (закупка для государственных и муниципальных нужд) и признать, что наличие самого режима повышенной готовности является косвенным доказательством наличия непреодолимой силы.

По мнению Минэкономразвития России, «обстоятельство непреодолимой силы свидетельствуется не сама эпидемия коронавируса, а ограничительные или другие меры, предпринимаемые властями на территории России для противодействия распространению пандемии, из-за которых исполнение контракта российской компанией становится невозможным». См. Информацию от 31.03.2020 на сайте Минэкономразвития России.

Органы государственной власти не обязывали основную массу хозяйствующих субъектов в период с 27.01.2020 по 29.03.2020 приостанавливать свою деятельность. Напротив, они рекомендовали этого не делать. В частности, 13.03.2020 Штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ (при Правительстве РФ) рекомендовано государственным органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с заинтересованными организациями перевести на дистанционную форму работы наёмных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории субъекта РФ, при наличии такой возможности и с учётом необходимости обеспечения при этом бесперебойного функционирования соответствующих организаций.
Сами по себе СOVID-19, заявления ВОЗ о чрезвычайной ситуации, имеющей мировое значение, заявление Правительства РФ о глобальной пандемии и глубоком мировом кризисе в здравоохранении, акты органов субъекта РФ о введении режима повышенной готовности, как правило, не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы, препятствующей выполнению договорного обязательства.
Если имели случаи заболевания работников СOVID-19, которые имели контакты с иными работниками организациями, или иные исключительные обстоятельства, то руководитель организации при установлении объектового уровня реагирования обязан был принять решение о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайных ситуаций по предложению комиссии (штаба) по борьбе с завозом и распространением COVID-19, созданной (ым) на федеральном, региональном или муниципальном уровне. К такой мере, видимо, можно отнести и приостановление деятельности организации. См.: ст.14, 4.1 Закона о защите чрезвычайных ситуациях, п.3 Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утв. Приказом МЧС России от 22.01.2013 №33 (ред. от 26.12.2019). Если такая организация полагает, что приостановление ее деятельности является обстоятельством непреодолимой силы, то организация должна доказать, что отсутствуют обстоятельства, указывающие на вину данной организации в такой ситуации. В частности, она должна доказать, что выполняла рекомендации, предписания по предупреждению распространения СOVID-19. Например, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12.03.2020 № 1 организации, действующие в Москве, обязаны были обеспечить: соблюдение температурного режима, режима проветривания, проведение текущей дезинфекции в помещениях; использование для обеззараживания воздуха на объектах бактерицидных облучателей (рециркуляторов) закрытого типа; дезинфекцию рабочих мест, в том числе телефонных аппаратов, «мышки», клавиатуры компьютера, копировально-множительной техники и т.д.

Сами по себе СOVID-19, заявления ВОЗ о чрезвычайной ситуации, имеющей мировое значение, заявление Правительства РФ о глобальной пандемии и глубоком мировом кризисе в здравоохранении, акты органов субъекта РФ о введении режима повышенной готовности, как правило, не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы, препятствующей выполнению договорного обязательства. Таковыми будут являться акты органов государственной власти о введении ограничительных мер (карантина), а в некоторых случаях - и Указы Президента РФ об объявлении периода с 30.03.2020 по 30.04.2020 нерабочими днями. Как правило, период действия непреодолимой силы будет совпадать с периодом действия ограничительных и иных мер, приводящих к временной невозможности исполнения обязательства (осуществления хозяйственной деятельности). Между тем для целей проведения закупочных процедур товаров, работ и услуг, необходимых для государственных и муниципальных нужд – предотвращения распространения СOVID-19, ликвидации его последствий, период действия непреодолимой силы, вероятно, будет определяться периодом действия режима повышенной готовности.

Невозможность осуществления хозяйственной деятельности в нерабочие дни с 30.03.2020 по 30.04.2020


Нормы ст. 193 ГК РФ о переносе срока исполнения обязательства, приходящегося на нерабочий день, на ближайший за ним рабочий день, не применимы к нерабочим дням за период с 30.03.2020 по 30.04.2020, объявленных таковыми Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 №239. Это вытекает из целей вышеуказанных Указов, которые приняты в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. «Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введённые в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности)». См.: Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Нормы о нерабочих днях, введенные Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 №239, не распространяются на:
1) непрерывно действующие организации;
2) медицинские и аптечные организации;
3) организации, обеспечивающие продуктами питания и товарами первой необходимости;
4) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
5) организации осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
6) организации, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь, расчеты и платежи);
7) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ;
8) организации СМИ (средств массовой информации);
9) системообразующие, а также научные и образовательные организации, если иное не согласовано с Правительством РФ (в отношений нерабочих дней с 04.04.2020 по 30.04.2020);
10) органы управления государственными внебюджетными фондами, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
11) работников, работающих удаленно от места нахождения организации - в месте своего жительства (пребывания).

Непрерывно действующие организации: правила и исключения


Проанализируем исключение №1. Согласно Разъяснениям Минтруда России, утв. Решением от 26.03.2020 Штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ (при Правительстве РФ), под непрерывно действующими организациями надо понимать организации, «в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям», а также «организации в сфере энергетики, теплоснабжения, водоподготовки, водоотчистки и водоотведения; эксплуатирующие опасные производственные объекты и в отношении которых действует режим постоянного государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности; организации, эксплуатирующих гидротехнические сооружения; организации атомной промышленности; строительные организации, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей; организации сельскохозяйственной отрасли, занятые на весенних полевых работах».
Хотя Указы Президента РФ говорят об организациях, которые продолжают работать в нерабочие дни, тем не менее, по общему правилу нормы Указов о возможности продолжить работу относятся и к индивидуальным предпринимателям, исходя из принципа равенства и правовых позиций Конституционного Суда РФ.
Минтруд России в Письме от 27.03.2020 №14-4/10/П-2741 уточняет, что к непрерывно действующим организациям сельскохозяйственной отрасли следует относить, в том числе, «организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции всех видов, организации сельскохозяйственного машиностроения, а также организации, задействованные в весенне-полевых работах».

Минтруд России в вышеназванном Письме от 27.03.2020 указывает на то, что «к непрерывно действующим организациям также относятся организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий и связи, включая почтовую связь, организации в сфере дорожного хозяйства, в том числе осуществляющие деятельность по строительству, эксплуатации дорог, мостов и тоннелей». Основываясь на данным разъяснениях Минтруда России, Минтранс России в на своем сайте опубликовал Информации «О работе организаций дорожной отрасли». В ней он рекомендовал не распространять режим нерабочих дней на работников:

«- непрерывно действующих организаций, в том числе в сфере дорожного хозяйства (органы управления дорожным хозяйством, владельцы автодорог общего пользования);
- организаций, имеющих принятые обязательства в рамках гражданско-правовых договоров в отношении автодорог общего пользования;
- оператора системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;
- иных организаций, имеющих непосредственное отношение к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автодорог общего пользования, включая поставщиков и производителей материалов, оборудования и т.д.».

Минпромторг России в Письме от 07.04.2020 №ЕВ-23970/17 отмечает, что Указ Президента РФ от 25.03.2020, в частности, «не ограничивает производственную деятельность российских металлургических предприятий, цементных и стекольных заводов».

Минтруд России в п. 8 указанных Рекомендаций от 26.03.2020 указывает на то, что «руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил». Следовательно, задействованные в обеспечении этих требований работники и организации (например, охранники, охранные организации) вправе продолжить работу, и такая деятельность носит непрерывный характер.

Далее обратимся к исключению №2. Согласно вышеупомянутым Рекомендациям Минтруда России норма о нерабочих днях не распространяется также на организации, обеспечивающие непрерывность производственно-технологической деятельности медицинских и аптечных организаций, а также на организации социального обслуживания.

Прокомментируем и исключение №3. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 №762-р к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, «относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации». Этим же Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 утвержден рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, и установлено, что «при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень».

Введена норма о том, что:

- «допускается продажа продовольственных и непродовольственных товаров дистанционным способом, за исключением товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ»;
- «услуги общественного питания могут осуществляться исключительно с обслуживанием на вынос и доставкой заказов».

Проанализируем исключение №3, 4. Согласно письму Минсельхоза России от 03.04.2020 №ДП-14-27/4896 норма о нерабочих днях не распространяется на любые виды деятельности, направленные на обеспечение продовольственной безопасности РФ, в т.ч. на организации, «осуществляющие производство, реализацию и хранение сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки (включая продукты питания), удобрений, средств защиты растений, кормов и кормовых добавок, семян и посадочного материала, организации, осуществляющие формирование товарных запасов сельскохозяйственной продукции и продовольствия на будущие периоды, организации, занятые на сезонных полевых работах, рыбодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, рыбоводные хозяйства, а также организации, обслуживающие суда рыбопромыслового флота, животноводческие хозяйства, организации по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, производству, хранению и реализации семени сельскохозяйственных животных и перевозке криоматериала для искусственного осеменения животных, организации, осуществляющие лечение, профилактику и диагностику болезней животных, в том числе проводящие ветеринарные и ветеринарно-санитарные экспертизы, организации, осуществляющие производство, обращение и хранение ветеринарных лекарственных средств, средств диагностики болезней животных, табачной продукции и сырья, виноградарской и винодельческой продукции, зоотоваров, организации, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной техники, ее техническое обслуживание или ремонт, в том числе машино-тракторные станции, организации, осуществляющие поставку ингредиентов, упаковки, сервисное обслуживание оборудования, а также компании, занятые в перевозках, погрузочно-разгрузочных работах, оказывающих логистические и сервисные услуги, в указанных выше сферах».

В Письме Минпромторга России от 03.04.2020 № 23435/08 выражена позиция о том, что нерабочие дни, введенные Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206, «не распространяются на производителей бумаги и картона, упаковок из них, производителей целлюлозы, сборщиков, заготовителей и перевозчиков макулатуры», так как направлены на обеспечение продовольственной безопасности. Минтруд России в Письме от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741сообщает о том, что «под организациями, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением новой коронавирусной инфекции, также следует понимать организации медицинской промышленности». Аналогичную позицию занимает Росздранадзор в письме от 07.04.2020 №02И-604/20, указывая на то, что «деятельность организаций, осуществляющих производство и техническое обслуживание медицинской техники, направлена на обеспечение нормальных жизненных условий населения и является в сложившихся условиях необходимой для защиты жизни и здоровья граждан».

Исключение №5, касающиеся организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы, по сути является частным случаем исключений №2-4.

Исключение №6 о банковской деятельности по осуществлению неотложных функций было прямо поименовано в Указе Президента РФ от 02.04.2020 №239, но не было поименовано в Указе Президента №206 от 25.03.2020. Однако оно является частным случаем исключения №4. Кроме того, исключение №6 упоминалось в обращении Президента РФ от 02.04.2020. Исключение №6 нужно трактовать с учетом Информации Банка России от 26.03.2020 «О работе банков и платежной системы, операциях Банка России с 30 марта по 3 апреля». В ней указывается: «При этом кредитные организации обеспечивают в указанный период операции по выдаче юридическим лицам денежных средств на выплату заработной платы и иные выплаты социального характера в обычном режиме. Банк России рекомендует банкам обеспечить функционирование всех дистанционных услуг в части обслуживания клиентов, включая работу банкоматов и устройств самообслуживания, систем мобильного банка и онлайн-переводов».

Далее переходим к анализу исключения №7. Оно было прямо поименовано в Указе Президента РФ от 02.04.2020 №239, но не было поименовано в Указе Президента РФ от 25.03.2020 № 206. Однако вопросы борьбы с эпидемиями, вопросы экологической безопасности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). С учетом конституционного принципа равенства полагаем, что высшие органы исполнительной власти субъекта РФ с учетом ситуации, складывающейся в конкретном субъекте РФ, могли устанавливать некоторые особенности применения Указов Президента РФ от 25.03.2020, от 02.04.2020. Данный вывод применительно к Указу от 25.03.2020 вытекает из п.3 Решения от 26.03.2020 Штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ (при Правительстве РФ). См.: http://government.ru/orders/selection/401/.

В частности, по смыслу п. 9.1 Указа Мэра Москвы №12-М (ред. 29.03.2020, в ред. от 10.04.2020), п. 2 Пресс-релиза Мэра Москвы от 29.03.2020 «Коронавирус. Ограничение передвижения по городу и социальная поддержка» магазины, аптеки и любые другие организации, в которых находятся или работают люди, обязаны обеспечить соблюдение социальной дистанции в размере не менее чем 1,5 метра, в том числе нанести специальную разметку и установить режим допуска и нахождения в зданиях и на прилегающей территории. Согласно Указу Мэра данное ограничение не распространяется лишь на перевозку пассажиров в такси. Ограничительные меры, вводимые органами государственной власти, должны отвечать конституционным принципам соразмерности, справедливости, равенства. При этом Конституция РФ является актом прямого действия. Поэтому в ряде иных исключительных случаев возможно отступление от нормы о социальном дистанцировании, например, когда соблюдение такой дистанции невозможно в силу специфики оказания конкретного вида медицинской помощи. Однако, если, исходя из специфики производства (например, конвейерного типа), соблюдение социальной дистанции невозможно, то осуществление такой деятельности по общему правилу должно быть приостановлено.

Напротив, по смыслу п.3.3. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 (в ред. от 30.03.2020, в ред. от 13.04.2020) рекомендательная норма о социальной дистанции не распространяется на работников, которые продолжают работу в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020, от 02.04.2020.

Несколько слов скажем и отношении исключения №10. Органы государственной власти и органы местного самоуправления названы в обоих Указах Президент РФ. Органы управления государственными внебюджетными фондами перечислены в Указе от 02.04.2020, но не в Указе от 25.02.2020. Тем не менее, они названы в п. 4 вышеуказанный Рекомендаций Минтруда России, утв. Решением от 26.03.2020 Штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ. Учитывая социальный характер таких выплат, такое толкование представляется верным.

Наконец, переходим к последнему исключению – исключению №11, которое прямо не поименовано ни в Указе от 25.03.2020, ни в Указе от 02.04.2020. Между в п.3 Письма Минтруда России от 27.03.2020 №14-4/10/П-2741 отмечается: «Работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции». Исходя из целей Указов Президента РФ от 25.03.2020, от 02.04.2020 (обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) такое толкование представляется обоснованным. Касательно исключений №1-9, 11 сделаем одно общее замечание. Хотя Указы Президента РФ говорят об организациях, которые продолжают работать в нерабочие дни, тем не менее, по общему правилу нормы Указов о возможности продолжить работу относятся и к индивидуальным предпринимателям, исходя из принципа равенства и правовых позиций Конституционного Суда РФ (Постановлений от 21.03.1997 № 5-П, от 23.12.1999 № 18-П, от 23.12.1999 № 18-П и др.) Также отметим, что индивидуальные предприниматели прямо поименованы в ранее упомянутом Распоряжении Правительства РФ от 27.03.2020 №762-р.

Таким образом, установление нерабочих дней с 30.03.2020 по 30.04.2020 произведено избирательно. Для многих категории организаций, индивидуальных предпринимателей – указанные дни являются нерабочими, для многих – рабочими. Первые свою деятельность «приостанавливают», вторые – продолжают. Нормы ст. 193 ГК РФ о переносе срока исполнения обязательства, приходящегося на нерабочий день, на ближайший за ним рабочий день, не применимы к нерабочим дням, объявленных таковыми Указами Президента РФ от 02.04.2020 №239, от 25.03.2020 № 206.

Обязательство само по себе не прекращается, если имеется возможность исполнения обязательства после отпадения соответствующих обстоятельств



Обязательство само по себе не прекращается, если имеется возможность исполнения обязательства после отпадения соответствующих обстоятельств. Однако, если исполнение утратило интерес для кредитора вследствие просрочки, то он вправе отказаться от договора. Данный вывод сделан в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 применительно к просрочке должника из-за непреодолимой силы. Однако в силу ст.401, 405 ГК РФ и аналогии закона данный вывод применим и к иным ситуациям.
Истечение срока договора не влечет прекращения договора, по окончанию действия ограничительных мер возможность его исполнения сохраняется.
Исполнитель вправе предложить посетителю посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации либо возместить посетителю полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.
По смыслу ст. 425 ГК РФ, п. 9 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 по общему правилу истечение срока договора не влечет прекращения договора, по окончанию действия ограничительных мер возможность его исполнения сохраняется.

Закон и иные правовые акты на момент нарушения обязательства не предусматривали правило о том, что обязательство исполнителя по организации зрелищного мероприятия прекращается в случае непроведения данного мероприятия по обстоятельствам, за которые он не отвечает. Соответственно у исполнителя сохраняется данное обязательство, соответствующее мероприятие он должен организовать непосредственно после прекращения ограничительных мер. То есть по общему правилу данное обязательство не прекращается. Если зритель утратил интерес в оказании ему услуги ввиду просрочки должника, то он вправе отказаться от договора и потребовать возврата неотработанного аванса.

Не изменилась данная ситуация и с вступлением в силу с 14.04.2020 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 442 «Об утверждении Положения об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части». В соответствии с п.3 вышеуказанного Положения исполнитель вправе предложить посетителю посетить то же или иное зрелищное мероприятие после отмены режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации либо возместить посетителю полную стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки. Посетитель имеет право обратиться за возвратом стоимости билета (электронного билета), абонемента (электронного абонемента) или экскурсионной путевки (электронной экскурсионной путевки) к исполнителю не позднее 6 месяцев с даты отмены вышеуказанных режимов (п.5 вышеуказанного Положения).

Далее остановимся на исключении из правила. Например, исполнитель (коммерсант) в соответствии со ст. 429.4 ГК РФ взял на себя обязательство обеспечить абонента (гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность) возможностью посещать фитнес-центр в г. Москва в любые дни, кроме праздничных, в течение 1 года с даты заключения договора (01.12.2019) с правом заморозки по инициативе абонента на срок до 2 недель, по условиям договора по истечении 1 года и 2 недель договор прекращается. Абонент оплатил услугу за год, но был лишен возможности востребовать услугу в период с 28.03.2020 по 01.05.2020 в ввиду приостановки деятельности фитнес-центра (карантина), или услуга была востребована, но не была оказана. При этом правом на заморозку услуг абонент не воспользовался. При описанных обстоятельствах имело место невозможность исполнения части услуги. В силу ст. 206 ГК РФ исполнитель не вправе ссылаться на просрочку кредитора (невостребование услуги), так как он находился в состоянии, не способном оказать услугу. Поэтому в данном случае обязательство прекращается частично, потребитель вправе требовать неотработанной части аванса.

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев ни СOVID-19, ни ограничительные и иные меры, направленные на нераспространение COVID-19, не приводят к прекращению обязательства вследствие невозможности исполнения, поскольку ограничительные и иные меры носят временный характер. Однако, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, то он вправе отказаться от договора.

Последствия прекращения обязательства


Последствия прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения такие же, как и при отказе кредитора от договора, обусловленного утратой им интереса в исполнении в связи с просрочкой должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает.
Последствия прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения такие же, как и при отказе кредитора от договора, обусловленного утратой им интереса в исполнении в связи с просрочкой должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает.
Продавец обязан возвратить покупателю сумму неотработанного аванса.
Во-первых, продавец (подрядчик, исполнитель) обязан возвратить покупателю (заказчику) сумму неотработанного аванса (определенного с учетом принципа соразмерности). По смыслу ст.1107, 1105 ГК РФ такой аванс должен быть возвращен в момент, когда должник узнал или должен быть узнать о неосновательности обогащения.

За просрочку возврата неосновательно полученного начисляются проценты по ст. 1107, 395 ГК РФ по ключевой ставке ЦБ РФ на день пользования, если иной размер процентов или неустойки не предусмотрен законом и договором. Имеется обширная релевантная судебная практика применительно к ответственности исполнителя за просрочку возврата аванса, если договор возмездного оказания услуг был прекращен заказчиком при отсутствии вины исполнителя в виду немотивированного отказа заказчика от договора. По мнению судов, здесь не применимы правила п.3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей, которые предусматривают неустойку в размере 3% от суммы невозвращенного аванса за каждый день просрочки. В таких случаях суды применяют ст. 395 ГК РФ. См.: Апелляционное определение Пензенского областного суда от 31.10.2017 по делу № 33-3599/2017; Апелляционное определение Саратовского областного суда от 14.10.2014 по делу № 33-5577; Апелляционное определение Московского областного суда от 12.02.2014 по делу № 33-28208/2013; Апелляционное определение Московского городского суда от 22.01.2019 по делу № 33-2718/2019; Апелляционное определение Воронежского областного суда от 23.10.2018 по делу № 33-7120/2018.

Данный подход по сути представляет ограничительную форму толкования закона. Вышеуказанный размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения и не способствует установлению разумного баланса интересов, особенно, если договор прекращается по обстоятельствам, за которые исполнитель ответственности не несет, а заявление о снижении процентов от исполнителя не поступило. С большой долей вероятности, указанный подход будет воспринят и при разрешении споров, связанных с прекращением договора в связи с невозможностью исполнения или с отказом потребителя от договора ввиду наличия просрочки исполнителя, обусловленной непреодолимой силой.

Если платеж должен быть осуществлен в безналичной форме и такой срок приходится на нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ от 02.04.2020 №239, от 25.03.2020 № 206, то должник не вправе ссылаться непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности за просрочку платежа. Однако, если денежное обязательство должно было быть исполнено организацией путем наличного платежа на цели, не связанные с выдачей заработной платы и выплатами социального характера, то контрагент по общему правилу вправе ссылать на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности за просрочку за период с 30.03.2020 по 30.04.2020. См.: вышеуказанную Информацию Банка России от 26.03.2020.

Во-вторых, в пользу потребителя судом может быть также присуждены компенсация морального вреда и потребительский штраф за просрочку выплаты денежных средств. Размер компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителя определяется судом с учетом принципов соразмерности и разумности. Штраф по п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в установленный срок составляет 50% от суммы удовлетворенных судом денежных требований (морального вреда и процентов). По заявлению исполнителя он может быть снижен судом по правилам ст. 333 ГК РФ. Срок удовлетворения требований в добровольном порядке – 10 дней с момента получения должником соответствующего требования потребителя.

В-третьих, коммерсант должен возместить коммерсанту потери, если это предусмотрено соглашением сторон. Коммерсанты вправе соглашением сторон распределить потери, обусловленные прекращением обязательства, за которые ни одна из сторон не отвечает. Соглашением сторон должен быть определен размер возмещения таких потерь или порядок его определения (ст. 406.1 ГК РФ). Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «соглашение о возмещении потерь может быть заключено лишь сторонами, действующими при осуществлении ими предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 406.1 ГК РФ), а также лицами, указанными в п. 5 ст. 406.1 ГК РФ», т.е. участниками корпоративных договоров и договоров об отчуждении акций, долей участия, даже если участником является физическое лицо.
В пользу потребителя судом может быть присуждены компенсация морального вреда и потребительский штраф за просрочку выплаты денежных средств.
Коммерсанты вправе соглашением сторон распределить потери, обусловленные прекращением обязательства, за которые ни одна из сторон не отвечает.
Таким образом, последствия прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения такие же, как и при отказе кредитора от договора, обусловленного утратой им интереса в исполнении и просрочкой должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает. Во-первых, кредитор вправе требовать возврата неотработанного аванса, выплаты санкций за просрочку уплаты аванса по ст. 1107, 395 ГК РФ. Не применим п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей. Если платеж должен быть осуществлен в безналичной форме и такой срок приходится на нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ от 25.03.2020, от 02.04.20020, то должник не вправе ссылаться непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности за просрочку платежа. Во-вторых, в пользу потребителя судом может быть также присуждены компенсация морального вреда и потребительский штраф за просрочку выплаты денежных средств. В-третьих, коммерсант должен возместить коммерсанту потери, если это предусмотрено соглашением сторон (ст. 406.1 ГК РФ).

Заключение


Основные выводы, изложенные в настоящей статье, следующие:

- Обязательство прекращается полностью или в части, при одновременном наличии следующий условий:
1) наступило обстоятельство, за которые ни одна из сторон не отвечает, или/и издан соответствующий акт органа государственной власти или местного самоуправления, не обусловленный действиями самого должника
; 2) имеет место невозможность исполнения вследствие такого обстоятельства, которая не носит временный характер.

- Коммерсант, как правило, не отвечает лишь за непреодолимую силу, таковая, в частности, будет иметь место при приостановлении его деятельности на основании актов органов государственной власти по обстоятельствам, независящим от коммерсанта. Период действия непреодолимой силы будет совпадать с периодом действия приостановки деятельности. Как правило, гражданин не отвечает за непреодолимую силу, случай, но отвечает, в частности, за небрежность. Заболевание гражданина СOVID-19 может послужить основанием для освобождения его от ответственности. При установлении вины гражданина нужно учитывать то, соблюдал ли он различные запреты и рекомендации, в частности, о непосещении КНР, массовых мероприятий, религиозных организаций, соблюдении социальной дистанции между людьми в размере не менее 1,5 метра.

- Установление нерабочих дней с 30.03.2020 по 30.04.2020 произведено избирательно. Для многих категории организаций, индивидуальных предпринимателей – указанные дни являются нерабочими, для многих – рабочими. Первые свою деятельность «приостанавливают», вторые – продолжают. Нормы ст. 193 ГК РФ о переносе срока исполнения обязательства, приходящегося на нерабочий день, на ближайший за ним рабочий день, не применимы к нерабочим дням, объявленных таковыми Указами Президента РФ от 02.04.2020 №239, от 25.03.2020 № 206.

- В подавляющем большинстве случаев ни СOVID-19, ни ограничительные и иные меры, направленные на нераспространение COVID-19, не приводят к прекращению обязательства вследствие невозможности исполнения, поскольку ограничительные и иные меры носят временный характер. Поэтому, если кредитор желать прекратить отношения, то он должен уведомить должника об утрате интереса в исполнении и прекращении договора.

- Последствия прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения такие же, как и при отказе кредитора от договора, обусловленного утратой им интереса в исполнении и просрочкой должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает. Во-первых, кредитор вправе требовать возврата неотработанного аванса, выплаты санкций за просрочку уплаты аванса по ст. 1107, 395 ГК РФ. Не применим п. 3 ст. 31 Закона о защите прав потребителей, который предусматривает неустойку в размере 3% от суммы невозвращенного аванса за каждый день просрочки при отказе исполнителя от возмездного оказания услуг, если отказ обусловлен утратой интереса кредитора в исполнении вследствие просрочки должника, вызванной обстоятельствами, за которые он не отвечает. Если платеж должен быть осуществлен в безналичной форме и такой срок приходится на нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 №239, то должник не вправе ссылаться непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности за просрочку платежа. Во-вторых, в пользу потребителя судом может быть также присуждены компенсация морального вреда и потребительский штраф за просрочку выплаты денежных средств. В-третьих, коммерсант должен возместить коммерсанту потери, если это предусмотрено соглашением сторон (ст. 406.1 ГК РФ).

Нужна консультация по теме?
x

Подписка на обновления

Подпишитесь на наши обновления, и вы всегда будете в курсе актуальной информации, качественной аналитики, экспертного мнения в области юридического и финансового консалтинга