IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

17.10.2018

Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития


Юлия Петрищева
Финансовый директор по фармацевтическим и инновационным проектам
Модернизация российского здравоохранения, по замыслу правительства, должна значительно облегчить работу как частных, так и государственных клиник. В первую очередь это касается регионов, где медицинская инфраструктура еще не слишком развита. Финансовый директор по фармацевтическим и инновационным проектам IPT Group Юлия Петрищева рассказывает интернет-журналу «Директор клиники» о том, как идет применение программы модернизации здравоохранения на практике.
Под отечественным здравоохранением всегда подразумевался комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер, цель которых - на сохранение и улучшение здоровья общества. Глобальный современный тренд на модернизацию российского здравоохранения обуславливает и качественно новое представление о здравоохранении, с точки зрения его понимания, как целостной и сложной системы социально-экономических взаимоотношений, формирующей не только необходимые, но и достаточные условия для охраны, непрерывного улучшения и гарантий качества жизнедеятельности. При этом интерес к здоровью нации – как со стороны государства, профессиональных участников медицинского сообщества, так и со стороны каждого ее представителя – неуклонно растет и структурно усложняется: состояние здоровья населения – важнейшее условие благополучия и процветания любой нации.

С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал, помимо своего влияния на темпы развития ключевых для страны показателей, имеют сравнительно высокую доходность и уже поэтому необходимы. Приоритет формирования системы здравоохранения с учетом требований программы модернизации здравоохранения РФ и внедрения инноваций объективно заложен при разработке и реализации «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года». Соответственно, акцент на актуальное прежде техническое производство постепенно смещается на такие в традиционном понимании «социальные» сферы, как здравоохранение и образование. В чем причина?

Этому «социально обусловленному» решению предшествовал довольно продолжительный и негативный с точки зрения ухудшения демографических показателей в РФ переходный период, который неизбежно привел к трансформации прежней модели здравоохранения. По данным статистики, в период с 1992 по 2010 годы убыль населения России составила свыше 13,1 млн. человек. Ключевой причиной подобных последствий явился тот факт, что практически поколение наших сограждан жило в парадигме «потребления государственных услуг», а ответственность за состояние здоровья нации в целом при этом возлагалась непосредственно на систему здравоохранения. Новые требования к здравоохранению, с учетом ключевых факторов программы модернизации здравоохранения и внедрения новых технических решений, объективно формируют и меры, направленные на предупреждение возможных итогов демографического кризиса, в частности, на развитие медицины, как системы гарантий населению и системы контроля соблюдения уровня качества данных гарантий.

Переходя к основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, можно обобщить, что все подразумевающиеся задачи по модернизации российского здравоохранения вполне объединяются в три основных вектора. Итак, приоритетными направлениями программы модернизации здравоохранения являются: увеличение эффективности деятельности имеющихся служб и функционалов (в том числе - приоритета профилактики охраны здоровья и развития первичной медпомощи, увеличение эффективности оказания высокотехнологичной медпомощи (ВМП) и скорой помощи, достижение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере медпомощи и заботы о здоровье, обеспечение развития сферы реабилитации); развитие инноваций в имеющихся медструктурах (в том числе – внедрение и развитие инновационных методов по диагностике, профилактике и лечению в сфере персонализированной медицины, обеспечение доступа к паллиативной медицинской помощи нуждающимся пациентам, страдающим неизлечимыми заболеваниями); решение проблемы дефицита врачебных кадров и ресурсов в медицине.

К главным проблемам на пути системного развития проекта модернизации здравоохранения с трендом на инновации – возможно отнести также три ключевые: кадровые проблемы в системе здравоохранения - такие, как нехватка или недостаток квалифицированных кадров (экспертно, показатель оценивается на уровне около 13 – 15%%), наличие проблем (в том числе – структурных) в кадровой политике клиник, в частности, низкий уровень зарплаты, условия работы и т.д. (10 – 13%%) и низкокачественная подготовка современных медкадров (10,5 – 12%%); сниженные влияние и контроль управления (17,5-20%%); дефицитное финансирование системы здравоохранения (10-13%%).

Условия достижения эффекта от проекта модернизации здравоохранения


Безусловно, формирующийся глобальный запрос на улучшение качеств жизни с точки зрения здравоохранения требует создания адекватных методов диагностики и лечения, неинвазивных надежных экспресс-технологий мониторинга пациентов в домашних условиях, получения дистанционных медуслуг, характеризующихся комплексной профнаправленностью, безопасностью и высокой эффективностью.

К основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, формирующим систему конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в современном здравоохранениии, в первую очередь, относятся: развитие технологий персонифицированной медпомощи, позволяющих индивидуализировать диагностические процессы, обеспечить узконаправленное медикаментозное или иное терапевтическое воздействие, что значительно усилит эффективность лечения и, с экономической точки зрения, будет эффективным благодаря сокращению затрат на лечение; распространение современных «умных» лекарственных средств (ЛС), эффективность которых модулируется либо их окружением, либо специализированными компонентами непосредственно препарата, направленными на повышение его эффективности, специфичности и точности локализации; применение методов неинвазивной («безхирургической», «малотравматичной») диагностики; создание систем мониторинга и постоянного слежения за определенными целевыми группами больных и /или определенными группами диагнозов для оказания своевременной помощи в критических состояниях; обеспечение оказания паллиативной помощи населению Российской Федерации (помощь неизлечимо больным пациентам). Эти основные направления программы модернизации здравоохранения РФ позволят обеспечить «мобилизационный» сценарий развития отечественного здравоохранения, а также помогут эффективнее воздействовать на снижение заболеваемости и смертности населения от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (диабет и проч.).

По сути, анализируемый сценарий конкурентоспособного развития системы отечественного здравоохранения предполагает изменение существующей модели управления, привлечение частных инвестиций и развитие принципов конкуренции всех производителей услуг и ресурсов отрасли. Намеченные перспективы по импортозамещению на рынках услуг требуют изменений региональных подходов к размещению государственных закупок. Конкурентоспособная модель государственно-частного партнерства в здравоохранении связана с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, значимо превосходящими среднерыночные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, недостаточной эффективностью механизмов координации усилий.

О реальных мерах, которые смогут стимулировать развитие модернизации системы здравоохранения


Какие основные направления модернизации здравоохранения РФ можно считать наиболее важными при модернизации российского здравоохранения? Что может реально повысить качество и/или доступность медицинских услуг для населения? Некоторые из них привожу ниже:
  • Перевод медицинских работников на «эффективный контракт», создание стимулов для работы медицинского персонала;
  • Развитие фундаментальной науки в таких отраслях, как доказательная медицина, биостатистика, фармакоэкономика, экономический анализ с привлечением экспертов и преподавателей (в том числе – международный опыт);
  • Регулярный пересмотр и адаптация системы индикаторов и KPIs, отражающих реальное состояние дел в сфере здравоохранения (показатели продолжительности жизни, смертности населения поставлены в один ряд с показателем средней заработной платы врачей);
  • Развитие санаторного лечения, в том числе – детское санаторное лечение и профилактика;
  • Разработка научно-обоснованной (экономически обоснованной) методологии оценки эффективности расходования средств;
  • Создание системы независимой экспертизы при принятии решений, связанных с бюджетными расходами;
  • Развитие предпринимательских и инвестиционных программ, направленных на развитие сферы здравоохранения и ключевых ее направлений;
  • Преобразование диспансеризации в действующие программы профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  • Совершенствование механизма возмещения стоимости лекарственных препаратов и связанных с ЛП платежей;
  • Включение сферы производства медикаментов в предмет надзора за обращением лекарственных средств;
  • Включение в систему индикаторов показателей, на которые опирается ВОЗ при составлении рейтингов.

Кроме того, в процессе развития программы модернизации российского здравоохранения необходимо обратить внимание на такие сферы, как: внедрение механизма реального медицинского страхования; факторы управления нагрузкой медицинских специалистов (перегрузки и переработки врачами); ориентация медицины на подготовку высококвалифицированных специалистов, а не на покупку оборудования и пересмотр системы взаимодействия ОМС и учреждения здравоохранения; пересмотр отраслевых норм времени приема одного пациента врачом; повышение престижа и организации поликлинической помощи; решение вопросов нехватки квалифицированных медицинских работников; увеличение государственного финансирования отрасли; системное повышение управленческой грамотности руководителей.

Таким образом, помимо существующих проблем, налицо и ряд перспективных возможностей повышения эффективности здравоохранения, достижимого через систему программы модернизации здравоохранения. При этом, профессиональные мнения экспертов открывают достаточно широкий спектр направлений приоритетов, на которые возможно обратить внимание при выработке ключевых решений в области развития здравоохранения. Резюмирую: каждое из приведенных направлений должно быть неразрывно связано друг с другом, а также сопровождаться действенными финансовыми, экономическими, медицинскими, управленческими механизмами и инструментами, которые в результате позволят сформировать требуемый системный подход к развитию основных направлений программы модернизации здравоохранения РФ.

Источник