IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

26.07.2018

Как изменится законодательство в сентябре


Владлен Голубятников
Юрисконсульт
С 3 сентября 2018 года вступает в силу федеральный закон, который фактически закрепляет за главой государства право регулировать деятельность юрлиц и существенно расширяет его полномочия в экономической сфере. Рассказываем о наиболее спорных моментах новой нормы.
Новый федеральный закон называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – ФЗ N 133).

Как менялся законопроект: восстанавливаем хронологию событий


Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную думу в первом чтении в мае 2014 года и включал в себя шесть статей. В своем изначальном варианте он прописывал изменения в ряд законодательных актов в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Далее работа над документом была на некоторое время приостановлена и возобновилась лишь в 2017 году. Окончательная редакция несколько отличалась от первого варианта, и именно в этом виде он был принят Госдумой 24 мая 2018 года, одобрен Советом Федерации 30 мая и подписан Президентом 4 июня.

Что нового появилось в окончательной редакции закона


В окончательную редакцию законопроекта включили ряда положений, которые, как следует из хронологии, не проходили дополнительного обсуждения и были включены непосредственно перед его рассмотрением Думой во втором чтении. В частности, в документе есть следующая конструкция: «особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности, включая реализацию обязанности по хранению, раскрытию или предоставлению информации об их деятельности, совершения сделок, включая их нотариальное удостоверение и учет, особенности правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также особенности учета информации о ценных бумагах в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации».

Что говорят юристы


Никаких официальных комментариев в отношении правового, социального и экономического смыслов указанной нормы пока не прозвучало, поэтому попытки дать ее юридический анализ представляются весьма затруднительным. Однако реакция профессионального сообщества на новую норму была весьма неоднозначной. Так, некоторые эксперты полагают, что теперь Президент РФ сможет определять особенности регулирования деятельности юридических лиц и совершения ими сделок, приостанавливать действие норм Гражданского кодекса, закона о рынке ценных бумаг, об открытости информации и ряда других. Также действие закона существенно расширяет полномочия Президента РФ в экономической сфере и разрешает ему не соблюдать нормы федерального законодательства.

Говоря о причинах введения такой нормы, некоторые эксперты высказали мнение, что это вызвано необходимостью противодействовать введенными в отношении России санкциями. Также звучали мнения в пользу ставшего популярным тезиса о «ручном управлении». В частности, часть экспертного сообщества полагает, что закон наделяет Президента РФ полномочиями регулировать деятельность отдельных компаний и позволяет «закрыть» определенную информацию, касающуюся их деятельности.

Вопросы без ответа


Федеральный законодатель не дает исчерпывающие разъяснения на возникающие в отношении положений указанной нормы вопросы, а именно: - Какие «особенности» жизненного цикла хозяйственных обществ, совершения сделок и их нотариальное удостоверение и учет, включая иные обязанности в соответствии с нормой, а также иные «особенности» правового положения эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в каких «отдельных сферах деятельности» и в каких «исключительных случаях» могут устанавливаться Президентом РФ; - Почему особенности деятельности в отдельных сферах и в исключительных случаях именно упомянутых в норме субъектов может устанавливаться Президентом РФ; - С чем связано отсутствие перечня случаев, в которых Президент РФ может использовать новые полномочия; - На данном этапе «особенности» и «исключительные случаи» урегулированы федеральным законодательством или их невозможно описать на бумаге. Кроме того, они все время меняются; - В какой правой форме (федеральные законы, указы и распоряжения) в конечном итоге будет осуществляться государственное регулирование; - Насколько глубоко проработан правовой механизм действия данной нормы; - Кем и в какой форме будет осуществлять контроль за исполнением указанных субъектов установлений Президента РФ; - Каким образом будут устанавливаться пределы регулятивной инициативы Президента РФ.

Последствия закона


Новый закон вызывает ощущение неопределенности в отношении правового статуса указанных в статье субъектов, юридических фактов, с которыми норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Не менее неопределенной выглядит ситуация в отношении юридических последствий и юридических санкций.

Например, рассмотрим пределы регулирующего воздействия Президента РФ в отношении хозяйственных обществ в рамках ст.12 ФЗ N 133.

В соответствии с п.1 ст. 66 ГК хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Такие организации по законодательству РФ являются коммерческими, т.е. осуществляют предпринимательскую деятельность и в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В соответствии с п.4 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Значит, в соответствии с нормой Президент РФ уполномочивается правом на вмешательство в исключительных случаях в предпринимательскую деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В Конституции РФ закреплен принцип свободы предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность является самостоятельной и, осуществляя ее, человек идет на определенный риск (ст.2 ГК РФ). Да, эта свобода не безгранична. Но в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10 – П «вводимые ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, должны быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе».

Что не разрешено государству


Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Вместе с тем необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п.1 ст. 1 ГК РФ). О пределах государственного вмешательства сказано и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П: «ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е. не ограничивает пределы и применения основного содержания соответствующих конституционных норм».

В соответствии с п.2 ст. 80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции Российской Федерации и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Согласно законодательным нормам, дополнительные требования к порядку и условиям осуществления предпринимательской деятельности могут вводиться только федеральными законами и только в целях защиты таких ценностей, как здоровье, права и законные интересы других лиц.

Источник