IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

28.06.2018

Фармацевты против: кому выгодна продажа лекарств в супермаркетах


Юлия Петрищева
Финансовый директор по фармацевтическим проектам
Законопроект о продаже безрецептурных лекарств в продуктовых супермаркетах вызвал негативную реакцию со стороны фармацевтов.
В конце мая представители Национальной фармацевтической палаты (НФП) обратились к Владимиру Путину из-за возможного принятия закона, разрешающего продажу лекарств в продуктовых магазинах. Проект закона разработал Минпромторг в 2017 году по поручению вице-премьера Игоря Шувалова и уже полгода он будоражит профессиональное сообщество.

Изначально вариант документа предусматривал возможность для торговых сетей получить лицензию по упрощенной схеме. Согласно ему, ритейлер мог оформить одну лицензию на юрлицо и торговать лекарствами во всех своих магазинах, в то время как аптечные сети сейчас должны получать разрешение на каждую торговую точку. В версии, которую Минпромторг представил в апреле, в принципе исчезло требование получения лицензии на продажу лекарств.

Некоторые эксперты полагают, что предпосылки к принятию закона есть. И фармацевтическая, и продуктовая розница ориентируется на 5 основных показателей, – рассказывает Юлия Петрищева, финансовый директор по фармацевтическим проектам IPT Group. Это: существующая и потенциальная география сети; динамика посещений и их конверсия в покупку, параметры средних чеков; среднее количество дней товара в обороте; шорт-лист продуктов-флагманов у розничной точки.

«По нашим исследованиям, сегодня средний чек крупной сетевой аптеки в Москве составляет порядка 420 – 450 руб. Эта цифра сопоставима с показателями FMCG-ритейлера по Москве: 400 – 450 руб., в зависимости от тяготения сети к формату «дискаунтер». Региональный показатель среднего чека также сопоставим по значению в обоих форматах: 180 – 250 руб. Близость показателей средних чеков – преимущество с точки зрения планирования выручки», – говорит Юлия Петрищева.

Что касается среднего количества дней, которые товар находится в обороте, здесь, в зависимости от категории товара, актуальны следующие показатели: до 30 дней у продуктового ритейлера и 45 – 60 дней у фармацевтического, – продолжает спикер. Оборачиваемость в фарме можно ускорить, если хорошо продумать ассортиментную линейку по отдельным категориям товаров и факторы, мотивирующие спрос. В этом случае темпы оборачиваемости в фуде и фарме сблизятся.

Основные проблемы, которые нужно будет решить фуд-ритейлеру при вводе в ассортимент аптечных товаров – это кадры, клиентский сервис и исключении риска хищений, которым фармацевтический ассортимент подвержен больше, чем продуктовый. Еще один вопрос, возникающий при объединении фармацевтической и продуктовой розницы, – экономика площадей.

«По сути, успешному продуктовому ритейлеру необходимо «превратить» арендную/субарендную ставку в выручку от продаж фармацевтического ассортимента», – отмечает Юлия Петрищева. Чем более высокомаржинальная ассортиментная матрица будет присутствовать, тем выше вероятность того, что проект быстрее окупится.

Источник