IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

10.09.2018

Обзор законодательства за июль-август 2018

Июль и август оказались богаты на изменения в правовом поле. Одно из ключевых — повышение ставки НДС до 20%. Подробнее вы узнаете из нашего обзора законодательства в сфере финансовых, трудовых, административных и гражданско-правовых отношений.

Ставка НДС повысится


Федеральный закон № 303-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

С 1 января 2019 года ставка НДС составит 20%. Также законом (в целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки) предусматривается закрепление тарифа страхового взноса в ПФР на уровне 22% на бессрочный период (действующие положения НК РФ устанавливают тариф указанного взноса в размере 26% с 2021 года). Помимо этого, вносятся поправки, предоставляющие право в некоторых случаях не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных средств.

Новые поправки в Налоговом кодексе


Федеральный закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 03.09.2018 за исключением отдельных положений)

В Налоговый кодекс РФ вносятся многочисленные поправки, предусматривающие, в частности:
  • сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (увеличение срока до 3 месяцев возможно в случае установления фактов, указывающих на наличие нарушений);
  • уточнение порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (в том числе в части представления возражений по результатам их проведения);
  • введение ограничения на действие договоров о создании консолидированной группы налогоплательщиков до 2023 года;
  • уточнение оснований признания сделок контролируемыми;
  • уточнение порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и применения налоговых вычетов;
  • снижение критерия о минимальной совокупной сумме уплачиваемых налогов до 2 млрд рублей в целях применения заявительного порядка возмещения НДС, а также применения права на освобождение от уплаты акцизов;
  • изменение условий установления субъектами РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в соответствующие бюджеты;
  • установление размеров госпошлин за предоставление лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности;
  • исключение из объекта налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

Скорректированы требования к субъектам малого и среднего предпринимательства


Федеральный закон № 313-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (вступает в силу 1 декабря 2018 года)

Федеральным законом, в частности, снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в отношении тех иностранных юридических лиц, которые сами относятся к малым или средним компаниям и не являются оффшорными, и вводится механизм идентификации иностранного юридического лица для подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.

Также устанавливается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства могут относиться, в том числе, хозяйственные товарищества.

Подтверждение соответствия иностранных юридических лиц (за исключением оффшорных компаний) условиям, установленным Федеральным законом по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности, осуществляется на основе заключения аудиторской организации. При этом в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривается, что аудиторские организации ежегодно представляют в ФНС России перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие по состоянию на 1 января текущего календарного года соответствующим условиям. Указанный перечень формируется аудиторскими организациями по результатам анализа ими данных, содержащихся в отчетности, представленной соответствующим иностранным юридическим лицом в налоговый орган страны, где учреждено такое иностранное юридическое лицо. Федеральный закон уточняет положения, регламентирующие порядок ежегодного включения сведений об акционерных обществах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе передачи таких сведений ФНС России держателями реестров акционеров.

ФНС России сообщила об изменении порядка налогообложения имущества


Письмо ФНС России № БС-4-21/15191@ от 06.08.2018 «Об изменении порядка налогообложения имущества в связи с опубликованием ряда федеральных законов»

В июле и августе этого года приняты три Федеральных закона, которые вносят изменения в порядок налогообложения имущества.

Так, в частности:
  • с 1 января 2019 года предусмотрена возможность внесения физлицом в бюджетную систему единого налогового платежа в счет предстоящего исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц;
  • с 1 января 2019 года физические лица могут уплачивать налоги через МФЦ;
  • с 1 января 2019 года перерасчет ранее исчисленных физическим лицам земельного налога и налога на имущество не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов;
  • начиная с налогового периода 2019 года движимое имущество исключено из объектов налогообложения;
  • введены единые правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы при налогообложении.

ФНС России разъяснила, в каких случаях возникает обязанность применения ККТ


В связи с вопросами, поступающими в ФНС России, сообщается, в частности:
  • при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты денежных средств физлицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера обязанность применения ККТ не возникает, т.к. в данном случае услуги оказывает физлицо, а обязанность применения ККТ возложена только на организации и ИП;
  • в случае приема металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней применение ККТ необходимо, поскольку услугу оказывает организация (индивидуальный предприниматель);
  • ККТ применяется при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа. Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации;
  • выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврат сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не требует применения ККТ.

Увеличена госпошлина на выдачу загранпаспорта нового поколения


Федеральный закон № 180-ФЗ от 03.07.2018 «О внесении изменений в статьи 333.28 и 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 3 августа 2018 года)

Подписан закон, предусматривающий изменения в НК РФ по вопросам взимания госпошлин.

Так, например, размер госпошлины за выдачу загранпаспорта нового поколения увеличен с 3500 до 5000 рублей, для детей до 14 лет — с 1500 до 2500 рублей.

Изменены также размеры госпошлины за регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий.

За выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства на пластиковой основе нового поколения госпошлина составит 1500 рублей, за выдачу национального водительского удостоверения на пластиковой основе нового поколения — 3000 рублей.

Физические лица смогут перечислять единый налоговый платеж в счет уплаты имущественных налогов


Федеральный закон № 232-ФЗ от 29.07.2018 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (вступил в силу 30 августа 2018 года)

Поправки в НК РФ направлены на совершенствование налогового администрирования и предусматривают, в частности:
  • введение единого налогового платежа, перечисляемого физическим лицом в счет предстоящей уплаты транспортного, земельного и налога на имущество. Зачет суммы внесенного платежа в счет уплаты налогов, недоимки и задолженности по ним будет осуществляться налоговым органом самостоятельно;
  • возможность уплаты налогов через МФЦ;
  • установление ответственности МФЦ, организаций почтовой связи и местных администраций за нарушение сроков внесения принятых денежных средств в кредитные организации для их перечисления в бюджетную систему.

Налоговым органам предоставлено право запрашивать у аудиторов информацию о налогоплательщиках


«Федеральный закон» № 231-ФЗ от 29.07.2018 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2019 года)

Согласно новой статье 93.2 НК РФ налоговые органы будут вправе истребовать документы (информацию), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в следующих случаях:
  • если документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были им представлены в налоговый орган;
  • при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
  • Истребуемые документы (информация) должны быть представлены аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

Внесены изменения в валютном законодательстве в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки


Федеральный закон № 246-ФЗ от 29.07.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (вступает в силу 30 июля 2018 года)

Настоящим Федеральным законом предусматривается, что резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если в отношении резидента введены меры ограничительного характера и такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти.
Включение резидента в указанный перечень осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт иностранного государства о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Также внесены изменения в перечень валютных операций, разрешенных между резидентами. В числе прочего включены операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

ФНС подготовил обзор судебной практики


Письмо ФНС России № ГД-4-14/13083 от 09.07.2018 «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)»

ФНС России подготовлен второй за 2018 год обзор судебной практики по делам, связанным с госрегистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В обзоре приведены, в частности, следующие правовые позиции судов по указанным вопросам:
  • в ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников общества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового руководителя;
  • законодательство не требует предоставления такого отдельного документа как "согласие" каждого из собственников жилого объекта недвижимости на регистрацию общества по соответствующему адресу, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений в отношении сведений о месте нахождения общества;
  • органы управления должника не вправе принимать решения о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах.

Налоговым инспекциям рекомендован перечень контрольных мероприятий при проведении камеральных проверок


Письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 «О профилактике нарушений налогового законодательства»

В письме приведен ряд признаков, свидетельствующих о возможной непричастности налогоплательщика к ведению финансово-хозяйственной деятельности.

В числе таких признаков, в частности:
  • представление уточненных налоговых деклараций с некорректным порядковым номером корректировки;
  • уклонение от явки на проведение допросов руководителей юридического лица, индивидуальных предпринимателей (более 2 раз);
  • доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  • представление «нулевой» отчетности на протяжении нескольких предыдущих отчетных (налоговых) периодов;
  • суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов;
  • удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 98%;
  • открыто (закрыто) множество расчетных счетов и т.д.

С учетом изложенного при проведении налогового контроля налоговым инспекциям даны рекомендации по осуществлению ряда мероприятий, направленных на сбор необходимых доказательств, касающихся проведения допроса, осмотра помещений, истребования документов, проведения их экспертизы и пр.

Как не платить налог на угнанный автомобиль


Информация ФНС России «О признании угнанного или похищенного транспортного средства объектом налогообложения в период розыска»

Чтобы не уплачивать налог, угнанное транспортное средство необходимо снять с регистрационного учета. Не облагается налогом транспортное средство, находящееся в розыске, если факт угона или кражи подтвержден документом, выданным уполномоченным органом.

Обращено внимание на то, что, если розыск прекращен, транспортное средство не нашлось, а владелец не снял его с регистрационного учета, налогообложение возобновляется.

Правила независимости аудиторов изменены


«О вступлении в силу изменений Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренных Советом по аудиторской деятельности 27 июня 2018 г., протокол N 40»

Внесены изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые вступают в силу с 1 января 2019 года применительно к аудиту отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2019 г.

В числе внесенных изменений предусмотрены периоды невовлечения лица в аудит в целях исключения близкого знакомства и личной заинтересованности в результате длительного взаимодействия с аудируемым лицом.

Уточнены условия и факторы возникновения угрозы личной заинтересованности при проведении аудита.

Новые положения предусматривают в частности, что:
  • угроза близкого знакомства может возникнуть в результате длительного взаимодействия лица в качестве участника аудиторской группы с аудируемым лицом и его деятельностью; руководством или бухгалтерской (финансовой) отчетностью (информацией, формирующей основу бухгалтерской (финансовой) отчетности);
  • угроза личной заинтересованности может возникнуть в связи с опасением лица потерять долгосрочного клиента или заинтересованностью данного лица в поддержании тесных личных взаимоотношений с членами руководства аудируемого лица.

Установлен подробный перечень факторов, влияющих на значимость указанных угроз.

Установлены особенности применения периодов невовлечения для случаев, когда аудируемым лицом является общественно значимый хозяйствующий субъект.

Новые правила закупок для ГУПов и МУПов


Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Депутаты распространили действие Закона о контрактной системе (44-ФЗ) на закупки ФГУПов, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Правительством РФ.

При этом дополнено правило о том, что на все ГУПы и МУПы при проведении ими закупок за счет собственных средств распространены требования Закона о корпоративных закупках (223-ФЗ). При совершении же закупок за счет бюджетных средств применяется 44-ФЗ.

Предполагается, что нормы будут применяться после начала функционирования электронных площадок с учетом дополнительных требований, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Новеллы в законодательстве о долевом строительстве


Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законодатель одобрил давно назревшие поправки в Закон об участии в долевом строительстве и другие законодательные акты.

Важное изменение коснётся порядка расчетов за приобретаемое жилье. Так с 01.07.2018 застройщики вправе, а с 01.07.2019 обязаны использовать схему эксроу-счетов. Таким образом, средства граждан, находящиеся на таких счетах, будут переходить застройщику только после того, как объект сдадут в эксплуатацию. Проценты на сумму этих денежных средств не начисляются, вознаграждение банку - эскроу-агенту не выплачивается. Определены особенности страхования таких средств.

Застройщик, технический заказчик, генеральный подрядчик обязаны открыть банковские счета в одном и том же уполномоченном банке и осуществлять расчеты между собой только с использованием указанных счетов. Застройщик должен иметь отдельный расчетный счет в отношении каждого разрешения на строительство. Ряд поправок содержит положения о раскрытии информации застройщиком. Сведения размещаются в единой информационной системе жилищного строительства.

Введен запрет на привлечение денег граждан с использованием жилищных сертификатов, а также жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов (при этом уже созданные кооперативы смогут завершить проекты). Исключение - ЖСК, которые строят жилье на государственных или муниципальных землях для льготных категорий граждан, а также кооперативы, созданные в рамках банкротства застройщиков.

Закон вступает в силу с 1 июля 2018 г. за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Объектом государственно-частного партнерства могут быть сооружения связи


Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены изменения в Закон о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

К объектам соглашений отнесены сооружения связи.

Отмечается, что поправки будут способствовать созданию платформы для функционирования цифровой экономики, позволят применять комплексный подход к строительству линий и сооружений связи при формировании современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Уточнены некоторые вопросы оформления земельного участка под многоквартирным домом


Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Изменения касаются случаев, когда участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действие ЖК РФ.

Ранее обратиться в органы власти с заявлением о формировании такого участка могло только лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Теперь это может сделать любой собственник помещения в многоквартирном доме.

Определены операторы электронных площадок для проведения госзакупок


Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р

Федеральные министры утвердили перечни операторов электронных площадок для проведения государственных (муниципальных) и корпоративных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

При этом следует помнить, что с 1 июля 2018 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по 44-ФЗ конкурентными способами производится в обычной или электронной форме по выбору заказчика. С 1 января 2019 г. - только в электронной форме.

Кроме того, с 1 июля 2018 г. корпоративные заказчики проводят конкурентные закупки по 223-ФЗ с участием субъектов малого и среднего предпринимательства также в электронной форме.

Проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

В утвержденные перечни включено 8 операторов электронных площадок и 1 оператор специализированной электронной площадки и площадки для закрытых конкурентных закупок.

Установлен новый порядок подключения к системам теплоснабжения


Постановление Правительства РФ от 5 июля 2018 г. N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Правительством разработан и утвержден новый порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения.

Министры установили, что договор о подключении к системе теплоснабжения является публичным для теплоснабжающих, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации. При наличии технической возможности подключения в соответствующей точке отказ потребителю в заключении договора не допускается.

Нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора, если более длительные сроки не указаны в заявке.

Урегулированы вопросы обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения. Так, в частности предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей до установления тарифа.

Прежние акты по указанным вопросам утрачивают силу.

Новеллы в ГК РФ по новому регулируют отдельные наследственные правоотношения


Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»

Законодатель закрепил в ГК РФ нормы о совместном завещании и наследственном договоре, чего ранее не было. В частности, они предусматривают следующее:

Совместное завещание могут составить только супруги. В нем они вправе по своему обоюдному усмотрению определить последствия смерти каждого из них, в т. ч. наступившей одновременно. Можно завещать общее имущество, а равно имущество каждого из супругов любым лицам, любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения. При этом наличие совместного завещания не отменяет действия норм об обязательной доле в наследстве и о запрете наследования недостойными наследниками.

Завещание супругов утрачивает свою силу в случаях расторжения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов.

Один из супругов в любое время (в том числе после смерти второго супруга) вправе совершить последующее завещание, а также отменить совместное завещание. Если это происходит при жизни второго супруга, последний уведомляется нотариусом об этом факте.

Кроме того, совместное завещание может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни, а после смерти одного или обоих супругов - по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

Запрещено составлять совместное завещание в закрытой форме, в чрезвычайных обстоятельствах или в порядке, приравненном к нотариальному. Оно подлежит обычному нотариальному удостоверению. Предусмотрена обязательная видеофиксация данного нотариального действия, если оба супруга против этого не возражают. Такие же правила относительно формы применяются и для наследственного договора.

Последний может быть заключен наследодателем с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию. Наследственный договор может возлагать на участвующих в нем лиц обязанность совершить какие-либо действия имущественного или неимущественного характера. Изменение или расторжение договора допускается только при жизни его сторон по их соглашению или на основании судебного решения в связи с существенным изменением обстоятельств. Наследодатель вправе в любое время совершить односторонний отказ от наследственного договора путем направления через нотариуса уведомления всем сторонам договора. При этом наследодатель обязан возместить им убытки, которые возникли у них в связи с исполнением наследственного договора к моменту получения уведомления.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 г.

Граждан защитили от истребования излишних документов при обращении за получением госуслуг


Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг»

Предусмотрены дополнительные гарантии защиты прав граждан при получении государственных и муниципальных услуг.

Исключена возможность истребования органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и МФЦ у заявителя документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов или в предоставлении услуги.

Требовать ранее не указанные документы и информацию при повторном обращении заявителя можно только в ограниченных случаях.

Уточнены требования к порядку рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов и организаций, оказывающих услуги, и их должностных лиц. При удовлетворении жалобы предусмотрено указание в ответе заявителю информации о действиях органа по незамедлительному устранению выявленных нарушений. Также должны быть принесены извинения за доставленные неудобства и сообщено, что следует предпринять заявителю для получения услуги.

При отказе в удовлетворении жалобы в ответе заявителю должны аргументированно разъяснить причины принятого решения и порядок его обжалования.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Законодатели защитили имущественные права собственника


Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 225-ФЗ «О внесении изменения в статью 1080 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

Законодатели внесли поправки в ГК РФ, защищающие имущественные права собственника в части ответственности за совместно причиненный вред.

Теперь лицо, неправомерно завладевшее чужим имуществом, которое впоследствии было повреждено либо утрачено в результате действий совсем иного лица, отвечает за причиненный вред в любом случае. Однако, непосредственный причинитель вреда не освобождается от его возмещения.

Пенсионерам и инвалидам могут компенсировать расходы на уплату взносов на капремонт


Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 226-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Позитивная новость из Государственной думы. Инвалиды и неработающие собственники жилых помещений, достигшие 70 лет, могут быть частично освобождены от уплаты взносов на капремонт, достигшие 80 лет - полностью. Однако ранее в законодательстве не было предусмотрено льгот на случай, если пенсионеры и инвалиды проживают вместе.

В связи с этим ЖК РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми регионы могут предоставить компенсацию расходов на уплату взноса на капремонт в том числе собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 или 80 лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих инвалидов I и (или) II группы.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 г.

В системе судов общей юрисдикции будут действовать самостоятельные кассационные и апелляционные суды


Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Давно назревшее изменение в судебной системе РФ. Депутаты все же решились на реформу и решили создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды.
Кассационные и апелляционные суды отнесены к федеральным судам общей юрисдикции. Они действуют в пределах территории соответствующих судебных кассационных и апелляционных округов. Всего будет создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Установлено, на территории каких регионов они действуют. Определены места их постоянного пребывания. Предусмотрена возможность образования постоянных судебных присутствий.

Кассационные и апелляционные суды действуют в составе президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Принципиальным отличием установленного порядка от прежнего станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.

Новое о самовольной постройке


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Народные избранники в очередной раз откорректировали ГК РФ в части самовольных построек.

В предложенной редакции закона, уточнено понятие самовольной постройки, во избежание отнесения к самовольной постройке легально возведенных объектов,. Введено требование о том, чтобы нарушенные при возведении постройки градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала создания самовольной постройки и действовали на дату ее выявления. Кроме того, не считается самовольной постройка, возведенная с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если собственник этого объекта не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении принадлежащего ему участка.

Предусмотрен механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, конкретизированы основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки. Определены случаи, когда такое решение принимают органы местного самоуправления, а когда - только суд.

Предусмотрена возможность изъятия земельного участка, на котором возведена или создана самовольная постройка, в случае невыполнения обязанностей по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Какого права лишились госзаказчики


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Позитивное изменение в законодательстве о государственных и муниципальных закупках. Так, отменено право заказчиков по своему усмотрению устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений.

Это позволит исключить субъективный подход заказчиков к оценке заявок.

Новое в законодательстве о малых и средних предприятиях


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Законодатели изменили порядок отнесения хозяйствующих субъектов, к категории малых и средних предприятий в РФ (МСП).

Снято ограничение по суммарной доле участия в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в размере 49% иностранных юридических лиц, также считающихся малой или средней компанией по своему размеру и не являющихся офшорной компанией. При этом по-прежнему действует ограничение по участию в уставном капитале субъекта МСП для крупных иностранных или российских юрлиц.

Предусмотрен заявительный порядок подтверждения статуса иностранного юрлица как субъекта МСП на основе заключения аудиторской организации.

Также уточнен порядок ведения единого реестра субъектов МСП и правила предоставления Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства услуг субъектам МСП в целях их развития.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Что такое международная компания?


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 290-ФЗ «О международных компаниях»

Новый и очень интересный закон подписан в августе президентом РФ: Закон «О международных компаниях».

Соответствующим статусом решено наделять иностранное юрлицо, являющееся коммерческой корпоративной организацией и принявшее решение об изменении своего личного закона в установленном таким личным законом порядке. Место нахождения - в пределах территории специального административного района на территориях Калининградской области и Приморского края.

Статус международной компании предоставляется одновременно с госрегистрацией в ЕГРЮЛ иностранному юрлицу, которое через свои прямо или косвенно подконтрольные лица либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств, в т. ч. в России; подало заявку на заключение договора о деятельности в качестве участника специального административного района и пр.

Прописаны особенности создания международной компании, ее госрегистрации, предоставления и прекращения статуса, требования к документам.

Международная компания будет уплачивать ежегодный регистрационный сбор в размере и порядке, которые установлены НК РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Новое в нотариальной деятельности


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены поправки по вопросам нотариальной деятельности.

В частности, закреплены положения об удостоверении нотариуса. Его форму и порядок заполнения определит федеральный орган юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Прописан еще один случай, когда частный нотариус освобождается от своих полномочий. Речь идет о принятии судом решения о лишении права нотариальной деятельности в связи с признанием нотариуса банкротом.

На Федеральную нотариальную палату возложены полномочия по утверждению стандартов оформления сайта нотариуса и требовании к его наполнению, а также требований по содержанию и функционированию нотариальной конторы.

В настоящее время по просьбе обратившегося лица нотариус может изготовить нотариальный документ в электронной форме. При этом ранее лицо в присутствии нотариуса ставило усиленную квалифицированную электронную подпись. Теперь вместо нее используется простая электронная подпись.

После удостоверения договора, в результате которого возникает право на недвижимое имущество (его долю), подлежащее госрегистрации, а также после выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус обязан представить заявление о госрегистрации прав и прилагаемые к нему документы в Росреестр.

Также указано, что если устав общества не содержит требования о получении согласия остальных участников общества на переход доли умершего участника общества его наследникам, то нотариус, выдавший свидетельство об удостоверении прав на долю умершего участника общества, направляет в уполномоченный орган заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Изменения в Градостроительном кодексе


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Депутатами дополнен Гр К РФ нормами об усовершенствовании порядка регулирования зон с особыми условиями использования территорий. Прописаны порядок подготовки и принятия решений об установлении такой зоны; требования к предельным размерам зон; порядок обозначения границы на местности, перечень возможных ограничений в границах зон; правила определения размеров подзон и перечень возможных ограничений в подзонах.

Правообладателю земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества, расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории, будут возмещать убытки, причиненные ограничением его прав в связи с установлением такой зоны.

Уточнено понятие объекта капстроительства. Урегулированы вопросы создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), в т. ч. ведения таких систем в части, касающейся градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, и предоставления соответствующих сведений, документов и материалов.

Ряд поправок касается подготовки карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки.

Дополнен перечень оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Часть изменений посвящена внесению изменений в разрешение на строительство, передаче соответствующих материалов для размещения ГИСОГД.

Закреплена возможность образования лесных участков на основании проекта межевания территории без подготовки проектной документации лесных участков.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Органическую еду включили в законодательство


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законодатель уступил искушению и решил следовать модной тенденции в части правового регулирования отношений в сфере производства и оборота органической с/х продукции.

Органическая продукция, по мнению депутатов, это экологически чистые с/х продукция, сырье и продовольствие. Исключение - парфюмерно-косметическая продукция, лекарственные средства, семена лесных растений, продукция охоты, рыбная продукция (кроме продукции аквакультуры).

При производстве органической продукции должны соблюдаться определенные требования. В частности, это обособление производства, запреты на использование "химии" (кроме разрешенной стандартами в сфере производства органической продукции), методов генной инженерии, гидропоники, на использование ПВХ для упаковки, потребительской и транспортной тары.

Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. После можно маркировать ее соответствующим образом.

Сформируют Единый госреестр производителей органической продукции.

Закон вступает в силу с 01.01.2020.

Новое об участии работников в управлении организацией


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации»

Законодателем введена еще одна форма участия работников в управлении организацией. В частности урегулированы вопросы участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса.

Определен порядок назначения таких представителей. На них возложена ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), ставшую им известной в связи с участием в заседаниях.

Определен единый срок давности для взысканий за коррупционные правонарушения


Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 193 Трудового кодекса Российской Федерации»

Поправкам в действующий ТК РФ откорректирован порядок применения дисциплинарного взыскания за нарушение запретов, ограничений, неисполнение обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции. Оно не может быть применено позднее 3 лет со дня совершения проступка.

В указанный срок (как и в отношении иных взысканий) не включается время производства по уголовному дел.