IPT Group

подписка на обновления

мы в соцсетях

15.05.2018

Обзор изменения законодательства за апрель 2018 года

Ключевыми нововведениями апреля стали перемены в правилах валютного регулирования, новые нормы в сфере банковских гарантий и аудиторской деятельности. Подробнее читайте в обзоре законодательных изменений в сфере в финансовых, трудовых, административных и гражданско-правовых отношений, подготовленном специалистами IPT Group.

Изменены правила валютного регулирования


В апреле принят закон, устанавливающий порядок репатрицаии резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентами по договорам займа. О нововведениях сообщается в федеральном законе Федеральном законе № 64-ФЗ от 03.04.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Определено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить, в числе прочего, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам, в том числе, информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Федеральным законом также расширен перечень случаев, при наличии которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, например: при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке.

Уточнено, что резидент будет признаваться исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ дополнена новым составом правонарушения в виде невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

При этом предусмотрено, что положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня его вступления в силу договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня его вступления в силу были изменены.

Затраты на отдых учтут в НК РФ


Подписан закон, позволяющий учитывать в расходах в целях налогообложения прибыли затраты на отдых работников на территории РФ. Налоговый кодекс РФ дополнен положениями, согласно которым в налоговую базу по налогу на прибыль (в пределах 50 000 рублей на человека) могут включаться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Новая норма прописана в Федеральном законе № 113-ФЗ от 23.04.2018 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В перечень таких услуг включены, в частности, услуги по перевозке, проживанию и питанию в гостинице или ином объекте размещения на территории РФ, услуги по санаторно-курортному обслуживанию и экскурсионные услуги. При этом установлено ограничение: указанные затраты и затраты, предусмотренные абзацем девятым пункта 16 статьи 255 НК РФ (медицинские расходы застрахованных работников), в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

К банкам предъявят новые требованиям


Установлены дополнительные требования к банкам для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов.

Включены новые требования, в числе которых нахождение под прямым или косвенным контролем Банка России, а также наличие определенного уровня кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале для РФ АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Исключен критерий соответствия требованиям, установленным Федеральным законом «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С учетом новых требований скорректированы размеры (в процентах) величины собственных средств (капитала) банка.

Когда не нужно восстанавливать НДС


Налогоплательщики, которые решили списать физически и морально изношенное основное средство до окончания срока амортизации, вправе не восстанавливать НДС. Об этом сообщается в Письме ФНС России № СД-4-3/7167@ от 16.04.2018.

Когда можно уменьшить кадастровую стоимость


ФНС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся включения в кадастровую стоимость объектов сумм НДС. Пояснения содержатся в Письме ФНС России № БС-4-21/8060@ от 26.04.2018 «Об уменьшении для целей налогообложения кадастровой стоимости объекта недвижимости на сумму НДС».

В письме, в частности, приведена позиция Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 15.02.2018 N 5-КГ17-258.

Судом, в том числе, было указано, что само по себе определение рыночной стоимости объекта в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект налогообложения НДС. Выводы судов о включении НДС в кадастровую стоимость в размере рыночной основаны на неправильном толковании норм права.

Также обращено внимание на разъяснения Минэкономразвития России. Министерством было сообщено, в том числе, следующее:
  • кадастровая стоимость является конкретной величиной на установленный период времени и внесенной в ЕГРН;
  • использование для целей налогообложения налогом на имущество организаций иной кадастровой стоимости (отличной от стоимости, внесенной в ЕГРН) действующим законодательством не предусмотрено.

    Чего потребуют от аудиторов


    Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

    О нововведении говорится в информационном сообщении Минфина России от 25.04.2018 N ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Формат представления информации определен Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.

    Отмечено, что факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

    Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс - личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

    Рекомендации юрлицам и ИП по деятельности в сфере бухгалтерии


    Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, даны рекомендации по соблюдению требований законодательства в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Информация содержится в «Рекомендациях по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Утв. Росфинмониторингом. Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: http://www.fedsfm.ru/ по состоянию на 26.04.2018).

    Указанные лица, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    В связи с этим им необходимо:
    • разработать правила внутреннего контроля (ПВК);
    • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
    • осуществлять идентификацию клиента (лицо, находящееся на обслуживании);
    • документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК, и сохранять ее конфиденциальный характер;
    • уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления в соответствии с приведенным порядком;
    • хранить полученные документы и сведения не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

    В целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях необходимо подключиться к личному кабинету.

    За просрочку уплаты НДФЛ не привлекут к ответственности


    Минфин России предлагает дополнить статью 109 НК РФ новым обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности налогового агента, допустившего просрочку уплаты НДФЛ. Об инициативе сообщается в проекте Федерального закона «О внесении изменения в статью 109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

    Проект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П.

    Поводом для судебного разбирательства послужило отсутствие в НК РФ оснований для освобождения налогового агента от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ, совершенное без искажения налоговой отчетности. В этом случае невозможно выполнить совокупность всех условий для освобождения от ответственности, предусмотренных статьей 81 НК РФ, — уплатить недостающую сумму налога и пени до подачи уточненной декларации. В этой связи в статью 109 НК РФ предлагается внести дополнение, согласно которому налоговый агент, допустивший просрочку в уплате НДФЛ (правильно исчисленного в представленном расчете), не должен быть лишен права на освобождение от налоговой ответственности, если:
    • он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
    • несвоевременное перечисление им соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.

    Ресурсники будут заключать с собственниками квартир договоры напрямую


    Законодатели приняли давно назревшее решение о введении нового порядка обеспечения многоквартирных домов коммунальными ресурсами. Теперь договоры ресурсоснабжения могут заключаться ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с каждым собственником помещений в многоквартирном доме по типовой форме, утверждаемой Правительством РФ. Жильцы будут платить напрямую без посредничества управляющей компании.

    О норме сообщается в Федеральном законе от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Перейти на систему прямых договоров можно после решения общего собрания собственников или при одностороннем расторжении договора со стороны ресурсоснабжающей организации из-за зафиксированной судом двукратной задолженности управляющей компании.

    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Новые правила управления многоквартирными домами


    Правительство пересмотрело ряд своих нормативных актов в части управления многоквартирными домами и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.

    Информация содержится в Постановлении Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества. Они подразделяются на текущие, сезонные и внеочередные. Текущие осмотры, в свою очередь, делятся на общие и частичные, а сезонные — на весенние и осенние.

    Часть изменений направлена на улучшение работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Так, регламентировано время дозвона в службу - 5 минут. Локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем должна занимать не более 30 минут с момента регистрации заявки, а их устранение - не более 3 суток. На ликвидацию засоров отводится не более 2 часов. Собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме в течение получаса с момента регистрации заявки информируется о планируемых сроках ее исполнения.

    Аварийно-диспетчерская служба должна проводить оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок, в том числе с использованием инструментов фотофиксации, оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. Скорректирован порядок информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о деятельности управляющих организаций. Так, в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса (обращения) УК обязана предоставить сведения о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, а также копию акта о причинении ущерба имуществу собственника (пользователя) помещения многоквартирного дома.

    Концессии в здравоохранении расширят


    Депутаты решились на дальнейшее расширение практики использования концессионного механизма в сфере здравоохранения. Теперь Федеральным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения разрешено участвовать в обязательствах по концессионному соглашению в отношении объектов здравоохранения (в том числе предназначенных для санаторно-курортного лечения).

    О нововведении сообщается в Федеральном законе от 3 апреля 2018 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 8 Федерального закона "О концессионных соглашениях». На момент принятия решения о заключении концессионного соглашения имущество должно принадлежать учреждению на праве оперативного управления.

    Учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента (кроме заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также контроля за исполнением концессионером обязательств по соглашению). При этом в результате передачи указанного имущества учреждение не должно лишаться возможности вести свою основную деятельность.

    Верховный Суд РФ утвердил новый обзор судебной практики


    Обзор содержит правовые позиции судебных коллегий Верховного Суда РФ по широкому кругу вопросов. В частности, в обзор вошли дела, касающиеся жилищных, земельных, трудовых и пенсионных отношений, банкротства, налогообложения, административной ответственности и т. д.

    С обзором можно окзнакомиться в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 марта 2018 г.).

    Некоторые прецеденты обзора достаточно любопытные. Так, суд указал на то, что общее собрание автовладельцев не относится к органам, полномочным ограничивать права собственников помещений на пользование придомовой территорией в целях размещения автомобилей.

    Судам рекомендуется учитывать, что имя конкретного физлица не может без его согласия использоваться другим лицом в качестве псевдонима в его творческой деятельности.

    Кроме того даны ответы на отдельные вопросы, возникающие в судебной практике. Один из них касается случаев, когда суд отказывает лицу, наделенному публичными полномочиями, в иске о ликвидации организации, так как после возбуждения производства по делу она устранила имеющиеся нарушения. В таком случае судебные расходы организации не подлежат возмещению за счет указанного лица, предъявившего иск.

    Также приведены правовые позиции международных договорных органов.

    Новые правила гарантирования обеспечения заявок и исполнения государственных контрактов


    Правительство установило новые требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов.

    О правилах сообщается в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. N 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов». Среди прочих требований следует обратить внимание на следующие:
    • Размер собственных средств (капитала) банка должен составлять на последнюю отчетную дату не менее 300 млн руб.
    • Банк должен иметь кредитный рейтинг не ниже уровня «BB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале АКРА или не ниже уровня «ruВВ-» по национальной рейтинговой шкале «Эксперт РА». До 1 января 2020 г. допускается наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» или «ruB-» соответственно.

    Постановление вступает в силу с 1 июня 2018 г.

    Обновлены формы уведомлений об осуществлении иностранцами трудовой деятельности на территории России


    В связи с упразднением ФМС России и передачей ее функций МВД России обновлены формы и порядок уведомления об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России.

    О норме сообщается в Приказе МВД России от 10 января 2018 г. N 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

    В частности, установлены новые формы уведомлений о заключении, прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста.

    Уведомления об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории России подаются в МВД России или его территориальный орган.

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 апреля 2018 г. Регистрационный N 50662.