+7 495 988 - 47 - 70
Сохраняя суть, стимулируй прогресс
+7 495 988 - 47 - 70
Россия, 109004, Москва,
ул. А. Солженицына, д. 27 (Пн-Пт 10:00-19:00)

Подписывайтесь на наши новости!

Кто заплатит за содержание государственных геологических скважин?

Антон Зяблов

Руководитель Департамента правового сопровождения управления недвижимостью

Финансы 16 Мая 2016

Юристы IPT Group комментируют, кто должен нести расходы на содержание государственных геологических скважин, предотвращения аварийных ситуаций и обеспечивать экологическую безопасность.

В действующем законодательстве не закреплена юридическая ответственность за содержание государственных геологических скважин (поисково-разведочных), но участники рынка просят в этом разобраться, так как скважины представляют серьезную экологическую опасность для окружающей среды и человека в целом. Также непонятно, кто должен нести расходы на содержание таких государственных скважин, предотвращения аварийных ситуаций и обеспечить экологическую безопасность. На первый взгляд ответ на поверхности – собственник (т.е. государство), но так ли это? В этом вопросе разбирался Антон Зяблов, руководитель департамента правового сопровождения IPT Group. За историю освоения природоресурсного комплекса Российской Федерации за счет государственных средств было пробурено более 51 тысячи глубоких поисков-разведочных скважин на нефть и газ, ликвидированных в настоящее время или находящихся в консервации. Это скважины, которые бурились в период 1975-1992 годы при поиске недр, т.е. они не приспособлены для добычи полезных ископаемых и носят исключительно разведывательный характер (так называемые геологические скважины). Государство недра нашло и передало (продало) право пользования участком недр конкретным недропользователям (нефтегазодобывающим компаниям), а геологические скважины так и остались брошенными, но в то же время они расположены на лицензионном участке недр, который предоставлен вполне конкретной организации.

Между тем, такие скважины представляют серьезную потенциальную опасность для окружающей среды и населения. Из-за длительного простоя скважин (ввиду разрушения цементных мостов, коррозии обсадных колонн и устьевого оборудования) без необходимой их консервации и потери внутрискважинной и межколонной герметичности на части скважин возникли дефекты, характеризующиеся появлением давления на устье, нефтегазовыми проявлениями, что может привести к возникновению открытых газонефтяных фонтанов, грифонов, разливов нефти и пожаров.

С течением времени ситуация, сложившаяся в отношении этого фонда скважин, усугубляется, поскольку с каждым днем возрастает количество недостаточно надежных, так называемых "осложненных" скважин, представляющих собою своего рода "мины замедленного действия". Причем если на настоящий момент наука и производство еще способны оценить реальную опасность скрытого функционирования таких скважин и в состоянии прогнозировать развитие ситуации на ближайшие 10 - 20 лет, то за пределами этого срока предсказать последствия развития событий не представляется возможным.

В свою очередь сегодня нефтегазодобывающие компании в один голос заявляют, что не будут содержать государственные скважины и обеспечивать экологическую безопасность, поскольку прямой обязанности в законе не закреплено (расходы на содержание и обслуживание таких скважин весьма внушительные). Масштаб проблемы правильнее было бы выразить через объем расходов. Вот что нам ответили в одной из дочерних компаний ПАО «Газпром», расположенной в ямало-ненецком автономном округе: «….Обществом организованы и проведены ликвидационные работы 118 поисково-разведочных скважин государственного фонда, из них 46 скважин за период 2011-2015 гг. Всего затрачено более 2,5 млрд.руб, при этом 1,2 млрд.руб за последние 5 лет. Общество вынуждено, в отсутствие правовых оснований, организовывать постоянную работу по мониторингу устьев ликвидированных поисково-разведочных скважин государственного фонда скважин и выполнять работы по зачистке прилегающих территорий от металлолома, пиломатериалов и другого хозяйственного мусора, оставшегося от деятельности геолого-разведочных экспедиций 70-90х гг…. Ремонтировать скважины без юридических прав на данное имущество – это означает риски появление претензий со стороны налоговых органов (необоснованные расходы). В связи с тем, что правовой режим скважин по отношению к недропользователю не определен, то существует риск исключения налоговыми органами расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом государственных скважин, из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Чтобы уйти от этого риска Общество не показывает в учете данные расходы, маскируя их под иные расходы, напрямую связанные с производством».

Правительство Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом пытаются принять меры для правового обеспечения передачи и обслуживания скважин государственного фонда от государства недропользователям. Были даны соответствующие поручения, однако до настоящего времени механизмы передачи и финансирования не предложены (письмо Росимущества №215-07/12236 от 31.03.15).

Вместе с этим мы полагаем, что даже в отсутствие правовой определенности, обязанность по содержанию геологических скважин необходимо возложить на пользователя недр (нефтегазодобывающие компании). Прямой обязанности в законе нет, но из содержания смысла системы действующего законодательства такой вывод допустить можно.

Законом установлено, что пользователь недр обязан обеспечить безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр (п. 8.1 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»). Кроме того, пользователь недр обязан обеспечить сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях (п. 9 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»).

Законом не уточнено, в отношении чьих буровых скважин (своих собственных, или чужих) установлена указанная обязанность.

В силу ст. 210 ГК РФ допускает перераспределение обязанности по содержанию имущества: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». Вместе с этим, при буквальном толковании Закона «О недрах» (ст. 22 п. 8.1) и толковании по смыслу речь идет о любых скважинах, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр, в том числе о скважинах, не принадлежащих пользователю недр на праве собственности.

Возможность, целесообразность и необходимость обеспечения безопасности и сохранности любых буровых скважин, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр, именно пользователем участка недр, вытекает из факта владения таким участком.

По нашему мнению, сохранность и безопасность физически может обеспечить только владелец вещи, то есть лицо, фактически обладающее (управляющее) вещью, господствующее над ней.

Согласно статьи 53 «Модельного кодекса о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ», (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-8 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ), который, кстати, имеет преимущественную силу над Законом РФ «О недрах», в содержание права пользования участками недр входит владение и пользование.

Исходя из этих позиций, очевидно, что владея участком недр (обладая, управляя им, господствуя над ним), пользователь владеет и буровыми скважинами, расположенными в границах такого участка (в координатах геометризованного блока недр – горного отвода).

Если так, то физически обеспечить безопасность и сохранность скважин, расположенных в границах участка недр, может только пользователь участка недр (владелец).

По нашему мнению, если иное не установлено законом, договором, обычаем, сам по себе факт владения чужой вещью предполагает наличие у владельца некоторых обязанностей по обеспечению ее сохранности (по крайней мере, об этом говорит анализ ряда норм о передаче имущества во владение для различных целей: см., например, гл.34 (аренда), 35 (наем жилого помещения), 36 (ссуда), 40 (перевозка), 41 (транспортная экспедиция), 47 (хранение), 49 (поручение), 51 (комиссия), 52 (агентирование), 53 (доверительное управление) ГК РФ). Даже если лицо вступило во владение вещью без каких-либо на то законных оснований, оно обязано обеспечивать сохранность такой вещи: так, приобретатель отвечает перед потерпевшим за всякие, в том числе и за всякие случайные, недостачу или ухудшение неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, происшедшие после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность (п. 2 ст. 1104 ГК РФ). Если законом установлены обязательства по обеспечению сохранности имущества даже неосновательно приобретенного владельцем, то что уж говорить об имуществе, вверенном пользователю недр на законном основании (путем выдачи лицензии) на праве владения в составе участка недр. Мы не исключаем, что указанные нами и иные аналогичные нормы ГК РФ могут быть применены к существующей ситуации если не напрямую, то по аналогии закона (п. 1 ст.6 ГК РФ).

Законодатель пытался внести изменения в Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» и закрепить принципы юридической ответственности за содержание государственных скважин, расположенных на лицензионном участке недропользователей. В 2013 году Минприроды разработало изменения в Закон РФ «О недрах», которые решали бы проблему безопасности ликвидированных и законсервированных буровых скважин, в том числе государственных. Но данное предложения Минприроды остались на уровне законопроекта. Вероятно, кто-то помешал внесению в Государственную Думу данного законопроекта.

1 Июня 2017

Светлана Бармушкина

Заместитель Главного бухгалтера

25 Мая 2017

Арсений Громов

Юрисконсульт департамента правового сопровождения управления недвижимостью

Финансы 11 Апреля 2017

Мария Демченко

Юрист департамента правового сопровождения инвестиционных проектов

Пресс-секретарь IPT Group
Телефон
+7 495 988 - 47 - 70
Эл. почта
media@iptg.ru