+7 495 988 - 47 - 70
Сохраняя суть, стимулируй прогресс
+7 495 988 - 47 - 70
Россия, 109004, Москва,
ул. А. Солженицына, д. 27 (Пн-Пт 10:00-19:00)

Подписывайтесь на наши новости!

ГЧП в российском здравоохранении: тенденции и точки роста

Сергей Лик

Финансовый аналитик IPT Group

Финансы Инвестиции Юриспруденция 25 Ноября 2015

Потенциальное состояние здравоохранения  вызывает озабоченность в связи происходящими в экономике событиями: низкими ценами на нефть, сокращением бюджетных расходов, снижения доходов населения и инвестиционной привлекательности России в целом.

В сентябре в Москве проводился съезд Общероссийского народного фронта на тему здравоохранения. Фронтовики жаловались Путину на качество и доступность российской медицины. Треть респондентов, опрошенных до этого события ВЦИОМ, отмечают ухудшение ситуации в российском здравоохранении. Две трети – выделяют здравоохранение в числе трех наиважнейших отраслей российской экономики. Неспроста, кстати, одной из тем президентской кампании Дмитрия Медведева – приоритетные национальные проекты – было как раз дофинансирование здравоохранения.

Понимание текущей экономической ситуации


Но, тогда это было время высоких цен на нефть и бюджетных сверхдоходов. Теперь всё иначе – теперь мы живем в эпоху:
1. Низких цен на нефть, вызывающих падение ВВП, сокращению доходной части бюджета и снижение потребительской активности.
2. И секторальных санкций, вызвавших сжатие рынка капитала и снижение инвестиционной привлекательности России.

Все эти факторы уже сейчас заставляют экономику сужаться, а государство и граждан – экономить на своих расходах.

Здравоохранение в России, судя по проекту бюджета на следующий 2016 год не является приоритетной для государства отраслью. Поэтому текущая реформа здравоохранения, на наш взгляд, отражая текущие тенденции, обусловлена как желанием сэкономить, так и по возможности переложить часть расходов на население и бизнес-сообщество. По сути, это практическая реализация идей, высказанных в стратегии развития здравоохранения до 2030 года, и поддержанная Путиным в его бюджетном послании на период до 2016 года.

Логичным продолжением этой политики будет активное внедрение и развитие государственно-частных партнерств в здравоохранении. Теоретически, такие партнерства должны устраивать все стороны – государство, бизнес и общество:
1. Государство избавляется от бремени инвестиционных и эксплуатационных расходов плюс сохраняет объемы социального контракта с населением.
2. Бизнес, снижая предпринимательский риск, получает гарантированный поток клиентов на свои услуги с возможностью развития и коммерциализации новых мощностей. Под бизнесом можно понимать не только медицинского оператора, но также и финансовые институты, девелоперов, поставщиков оборудования и материалов.
3. Общество получает выше качеством медицинские услуги при сохранении физических объемов.

Понимание потенциала государственного частного партнерство в здравоохранении


Какие медицинские направления первыми будут интересовать частных партнеров – это, прежде всего: онкология, кардиология, перинатальные центры и лабораторные услуги, о необходимости централизации которых сейчас так много говорят.

Кто будет участвовать в этой глобальной временной приватизации отрасли первым? Очевидно, это будут уже действующие игроки на этом рынке, которые способны привлечь значительные финансовые ресурсы. Таких игроков немного, но они есть.

Как правило, это существующие финансово-промышленные группы, в составе которых есть действующее медицинское направление, зарекомендовавшее себя на рынке.

У таких потенциальных партнеров есть несколько преимуществ:
1. Медицинское прошлое и настоящее и желание развиваться в этом направлении;
2. Финансовый институт и прочие активы, способные как сгенерировать финансовую основу проекта, так и получить некий синергетический эффект от взаимодействия;
3. Репутация, которая в первую очередь будет заботить публичного партнера. Именно отсутствие репутации сейчас будет для многих потенциальных инвесторов препятствием в осуществлении проектов государственно-частного партнерства.

Вполне возможно, мы не исключаем, и захода стратегического иностранного капитала и финансовых институтов, но в содружестве с зарекомендовавшими себя на рынке субъектами. Закон четко подразумевает наличие медицинской лицензии у частного партнера, а публичный партнер еще будет обращать внимание и на историю, репутацию и потенциал своего потенциального контрагента. Проблемы организационно-технического характера, переходящие в политические, явно никому в наше время не нужны.

Территория потенциального развития ГЧП в сфере здравоохранения


Пионером в развитии массовости государственно-частного партнерства в области здравоохранения, безусловно, станет Московская агломерация, где сосредоточено наибольшее число учреждений с высококлассными специалистами и оборудованием. Далее этот процесс будет распространяться и на города-миллионники. Очевидно, идти в депрессивные регионы сейчас у медицинского бизнес-сообщества большого желания нет.

Кластеризация как потенциальная организационная основа ГЧП в здравоохранении


Еще одной важной особенностью развития ГЧП в российском здравоохранении, на наш взгляд, будет являться процесс кластеризации и укрупнение медицинских учреждений. Такие объекты будут объединять в себе клинические исследования, диагностику, амбулаторно-поликлиническое направление, восстановительное лечение, профилактику, медицинскую логистику, образование и повышение квалификации для медиков. Оказание помощи будет осуществляться по широкому кругу нозологий для всех групп пациентов.

Соответственно, создать, поддерживать и развивать кластеры – это очень большой труд – растянутый по времени процесс, сопряженный с высокими инвестиционными затратами. Поэтому для минимизации рисков в частные партнеры будут выбираться именно зарекомендовавшие себя участники рынка, способные организационно и финансово вынести эти испытания.

Итоги


И, подводя итог, еще раз резюмирую:
1. Запрос общества и власти о реформировании этого социального направления уже сформирован.
2. Потенциал использования механизма государственно-частного партнерства в медицине для перехода государственных и муниципальных объектов системы здравоохранения в руки частного медицинского сообщества очень велик.
3. Контроль над здравоохранением перейдет к сильным и проверенным игрокам, историческая роль которых будут состоять в становлении новой российской медицины. ии новой российской медицины.

1 Июня 2017

Светлана Бармушкина

Заместитель Главного бухгалтера

25 Мая 2017

Арсений Громов

Юрисконсульт департамента правового сопровождения управления недвижимостью

Финансы 11 Апреля 2017

Мария Демченко

Юрист департамента правового сопровождения инвестиционных проектов

Пресс-секретарь IPT Group
Телефон
+7 495 988 - 47 - 70
Эл. почта
media@iptg.ru